Главная > Обращение главного редактора > Грядущий «девятый вал» деколонизации

Грядущий «девятый вал» деколонизации

2plus
image_pdfimage_print

С крахом биполярной системы мироустройства политики и экспертное сообщество чуть ли не повсеместно начали отсчитывать время заново, оставив многие политические и социально-экономические учения и представления в прошлом. В том числе и о деколонизации как одной из главенствующих тенденций глобального развития. Это произошло в какой-то степени вследствие того, что соотношение сил в мире претерпело коренную трансформацию. Частично в результате того, что господствующие политологические концепции и нарративы ненадолго сделались универсальными. Во многом потому, что истеблишменту США и бывших метрополий так было намного удобнее и выгоднее. Соответственно процесс деколонизации назвали завершенным и стали трактовать как ушедшую эпоху, на смену которой пришли модернизация, европеизация, вестернизация и т.д.

Giant Wave of Final Decolonization in the Making

В действительности достоянием истории сделались только его первые две фазы: обретение формальной политической независимости и суверенитета над природными ресурсами. Превращение Китая и большой группы быстро развивающихся экономик в производственную и сборочную фабрики мира ознаменовали собой третью фазу, теперь уже фактической деколонизации. Она подкрепляется и подстегивается эмансипацией России, вновь взявшей на себя роль одного из ведущих мировых игроков. На повестке дня – следующая, завершающая стадия практической деколонизации. Ее задачами является обретение технологической и финансовой независимости и способности противостоять военной силе и угрозе силой, от кого бы они ни исходили.

Факторов объективного и субъективного характера, мешающих их решению, очень много. Среди них – политическая дестабилизация и давление, переориентация финансовых потоков, санкционные войны и просто войны и т.д. Однако при правильно выстроенной политике их купирования и ставке на всеобъемлющее сотрудничество всех конструктивных сил планеты они не будут иметь определяющего характера. При таком понимании международных процессов происходящие в мире изменения перестают казаться непредсказуемой и трагической хаотизацией международных отношений, а предстают тем, чем они являются всё в большей и большей степени – борьбой за окончательную деколонизацию некогда зависимой части планеты.

 

От фиаско к заключительной волне деколонизации

Для современного политического пространства тематика деколонизации не характерна. О ней почти не вспоминают или выдают за освобождение от коммунистической идеологии и тоталитарной организации общества – ей на смену пришел дискурс о модернизации, европеизации, вестернизации, демократизации, (не)восприимчивости к внешнему влиянию, догоняющем развитии и встраивании в глобализацию [After 2006; Baltic 2006; Chrisman 2003; Durix 1998; Gueven 2015; Hitchcock 2010; Hoogvelt A. 2001; Ivison 2002; Kapoor 2008; Moore-Gilbert 1997]. Тема деколонизации полностью отдана на откуп историкам [Кредер 2005: 337-347][1]. Под углом зрения классического, научно обоснованного понимания деколонизации текущие международные процессы не рассматриваются.

С точки зрения обыденного сознания, смещение тематики деколонизации на обочину политического дискурса вполне оправданно. Колониальная система давно рухнула. Бывшие колониальные народы получили или завоевали независимость. Советский Союз, поддерживавший развивающиеся страны, сошел с международной арены. Альтернатива единому глобальному развитию исчезла. Развивающиеся страны перестали позиционировать себя в качестве принадлежащих к третьему миру, нуждающемуся в продолжении деколонизации [Moscetti 2015][2].

Однако формальная независимость, наличие национальных властных структур и место в Организации Объединенных Наций не равнозначны реальной независимости[3]. Выход из-под опеки бывших метрополий, провозглашение суверенитета и проведение, вроде бы, самостоятельной внутренней и внешней политики – далеко не то же самое, что реальный суверенитет [Ткаченко 2006][4].

Если рассматривать деколонизацию в исторической перспективе, как построение подлинно независимых, самостоятельных, самодостаточных, политически устойчивых и экономически успешных современных государств, придется признать, что в очень большом числе случаев она поставленных перед ней задач так и не решила. Деколонизация остановилась на полпути.

Специфика нынешнего этапа эволюции мировой политики и мировой экономики заключается в том, что, как это ни парадоксально в условиях хаотизации международных отношений, для системного решения тех же самых задач сейчас возникли более благоприятные предпосылки. Более того их повторная постановка в новых условиях под углом зрения реального суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела становится велением времени. Своего рода высшим императивом.

 

Вчера и сегодня деколонизации

Вторая мировая война нанесла сокрушительный удар по колониальной системе. Но не окончательный. Она лишь подточила ее.

Свой вклад во вскоре последовавший развал колониальной системы внесли сами метрополии, США и СССР. Правда, совершенно различный. Бывшие метрополии утратили статус мировых лидеров. Они подрастеряли политические, военные и главное – экономические возможности управлять колониями. Не обладали больше достаточной мощью для того, чтобы насильно удерживать под своим контролем колониальные народы, жаждущие вырваться на волю, что убедительно показали проигранные ими войны за Алжир, Вьетнам и особенно наглядно – Суэцкий кризис.

Тем более что на стороне последних были Соединенные Штаты. Колониальная система мешала американцам. Им нужен был прямой доступ к территориям, тщательно оберегаемым метрополиями от внешнего мира. Политический – для расширения своего влияния и утверждения своего доминирования в рамках капиталистической системы. Экономический – для беспрепятственного и бесконтрольного освоения новых рынков [Gibbs 1991: 65][5].

Чуть позже к поддержке колониальных народов подключился Советский Союз. Помощь национально-освободительным движениям сделалась для него одним из важнейших внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов. Третий мир в целом стал рассматриваться  в качестве «резервной скамейки» мировой социалистической системы, ее потенциально очень важного и надежного политического союзника. Страны социалистической ориентации воспринимались как «младшие» братья в борьбе с колониализмом и империализмом, которым необходимо помочь закрепиться на позициях сделанного ими выбора в пользу альтернативного развития. И в теории, и на практике [Александров 1985; Африка 1976; Африка 1984; Брутенц 1982; Волянский 1983; Государство 1975; Гура, Несук 1981; Иванов 1984; Кива 1978; Ким 1982; Право 1979; Старушенко 1976; Старушенко 1977; Ульяновский 1976; Чиркин 1984][6], с которыми на рубеже 1990-х годов было полностью порвано [Восточный 2001; Васильев 2001; Непомнин 1998; Новейшая 2001][7].

Однако экономическая помощь СССР, включая содействие в подготовке кадров, и американские инвестиции по определению не могли заменить отсутствующую экономику новых государств. Они оставались экономически, а, следовательно, и политически зависимыми. Завоеванная или полученная ими независимость, как отмечается во введении к статье, носила по большей части либо формальный, либо фиктивный характер.

Ситуация несколько изменилась чуть позже, когда развивающиеся страны, в первую очередь нефтедобывающие, провели национализацию иностранных добывающих компаний, а Генеральная Ассамблея ООН, со своей стороны, торжественно провозгласила их суверенитет над своими недрами и полезными ископаемыми[8]. Следующим шагом развивающийся мир провел великолепную, потрясающе успешную специальную операцию – в наказание американцев и европейцев за поддержку Израиля в очередной арабо-израильской войне – по взвинчиванию цен на энергоносители и другие сырьевые ресурсы. Их стоимость для западного мира выросла в разы [Amadeo 2018; Energy 2019].

Эра дешевой нефти и фактического субсидирования западной экономики за счет всего остального мира закончилась – пользуясь господством на нефтяном и в целом сырьевом рынке, западные компании тогда за счет ножницы цен на сырьевые и промышленные товары фактически финансировали ее [Силкин 2017][9]. В ответ развитый мир, несмотря на все потребовавшиеся затраты, перешел к новой модели социально-экономического развития. Ему удалось разорвать связь между ростом ВВП и потреблением сырья и энергии.

Следование канонам устойчивого развития, делающего ставку на энергосбережение и новые материалы, позволило ему девальвировать значение сырьевого сектора мировой экономики, захваченного развивающимися странами, и все их политические и экономические достижения. Из него уже в наше время выросла тщательно пестуемая развитым миром зеленая экономика, сланцевая революция, климатическая повестка, декарбонизация, переход на возобновляемые источники энергии. Всё это, в том числе для того, чтобы снизить свою зависимость от импорта сырья [Порфирьев 2013][10].

Напротив, у развивающихся стран не получилось закрепить достигнутый успех. У них не было диверсифицированной промышленности и сельского хозяйства, современной инфраструктуры, высококвалифицированного человеческого капитала, достойных финансовых инструментов – всего того, во что стоило бы вкладывать «шальные» деньги. И они утекли обратно – в банки, собственность, экономику развитого мира.

Провозвестником третьего этапа деколонизации стал Китай. По ряду причин объективного и субъективного порядка он и еще горстка «азиатских тигров» превратились в новую «кузницу» мира. Они стали выпускать львиную долю мирового ширпотреба и вообще всего трудоемкого, энергоемкого и проч. Туда переместились производства с низкой добавочной стоимостью и грязными технологиями, которые западные страны не хотели иметь на своей территории, а западные фирмы считали выгодным перенести в Азию, Африку и Латинскую Америку.

Деиндустриализация западного мира и превращение Китая и Ко. в основного поставщика растущей номенклатуры товаров, одну из крупнейших экономик мира и наиболее перспективный рынок сбыта полностью поменяли картину мира. Развивающиеся страны начали обретать экономический суверенитет [Schellekens 2013; Bhaumik 2009; Wolf 2016][11].

У них появились свои собственные, а не только внешние, источники развития. Свой средний класс. Свои центры подготовки требующейся им квалифицированной рабочей силы, синих и белых воротничков. Свои центры по наращиванию интеллектуального потенциала.

Та часть мировой экономики, которая состоит из бывших колоний, полуколоний и некогда зависимых территорий, растет и развивается быстрее, нежели западный мир [The World 2015][12]. Товарооборот по линии Ю-Юг растет быстрее, чем между развитыми странами или развитыми и развивающимися. Конечно, не только, но в основном благодаря динамике мощнейшей китайской экономики [Jianguo 2017][13].

У некогда зависимого мира появились свои геополитические проекты. Свое видение того, как должны строиться международные отношения. Свои интеграционные проекты. Он вошел в новые структуры управления глобальным развитием – созданные совместно с Западом (G20) и свои собственные (БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества – ШОС и др.) [Бордачёв 2017а; Энтин, Энтина  2017а][14].

На руку этому этапу деколонизации очень сильно играет военно-политическая эмансипация Российской Федерации. Отказавшись учитывать российские интересы и озабоченности и самобытность России, ее извечное стремление к справедливости и равенству, коллективный Запад допустил колоссальную, непростительную, стратегическую ошибку [Караганов 2017][15].

Проведя эффективную реформу своих вооруженных сил, включая их стремительное оснащение современными системами вооружений, зачастую превосходящими всё то, что производят другие страны, и запустив модернизацию своего Военно-промышленного комплекса, Россия укрепила свои позиции в мировой политике и стала крайне выгодным партнером для развивающегося мира. Москва при нынешнем раскладе сил в мире в состоянии предоставить стратегическую глубину Китаю и гарантировать военно-стратегическую стабильность нуждающимся в этом странам и регионам. Кроме того, она серьезно ограничивает возможности западных стран «играть не по правилам» [Entin, Entina 2016d][16].

 

Повестка дня следующего этапа деколонизации

Однако, несмотря на все успехи, развивающиеся страны, в том числе самые мощные и продвинутые, остаются зависимыми. Они зависят от (1) западных рынков, на которые в значительной степени ориентирован их экспорт; (2) западных технологий, необходимых для решения задач как догоняющего, так и опережающего развития, включая модернизацию систем управления, образования и здравоохранения, перевод промышленного и сельскохозяйственного производства на рельсы зеленой экономики; (3) западных инвестиций и кредитно-денежных инструментов – мировая финансовая система пока полностью в руках США, ЕС, Великобритании и Японии. Наконец, чтобы из объекта политики превратиться в его полноценного субъекта, развивающемуся миру нужно иметь вооруженные силы, сопоставимые с теми, которыми обладает Запад. Иначе ему не защитить себя от повторения трагедий Сербии, Ливии, Ирака, Сирии, Афганистана и далее по списку.

Дабы завершить деколонизацию и выйти на траекторию построения глобального мира, свободного от диктата, гегемонии и насилия, развивающимся странам придется решать все перечисленные выше задачи. Если еще десятилетие назад они казались недостижимыми, то сейчас это больше не заоблачные фантазии, а реальная политика.

Уже не США, ЕС и его государства-члены, а развивающиеся страны настаивают на отказе от протекционистских и любых иных мер одностороннего характера, на открытии рынков, свободной экономике, снижении административных барьеров и прекращении тотального субсидирования национальных производителей [Михеев, Луконин, Игнатьев 2017: 23-32][17]. Если разобраться, у стран ЕС и США гораздо больше изъятий из режима ВТО, нежели всех других стран, вступивших в нее на их условиях. Если бы ЕС и Япония не «огораживали» свой сельскохозяйственный и пищевой рынок «колючей проволокой», на нем давно бы господствовала продукция развивающихся стран. То, что они производят, лучше, вкуснее, разнообразнее и дешевле [Анализ 2015][18].

То же самое касается международной помощи развитию и технического содействия. Ни для кого не секрет, что в исполнении западного мира – это, по большому счету, либо самообман, либо чистый обман или даже надувательство. За последнее десятилетие Китай сделал для развивающихся стран больше, чем весь западный мир за все годы их оказания. Техническое содействие и финансирование предоставляются США, ЕС и его государствами-членами в обмен на открытие рынков, сдерживание эмиграции и выполнение ряда других требований [EU’s 2019][19]. В результате западные фирмы давят местных производителей, выкачивая из стран, которым оказывается содействие, гораздо больше, на много порядков больше, чем те получают [Ferghane 2015; Rutaagi 2017; Vertueuses 2017][20].

С учетом этого, демократизация международных экономических отношений – давно назревший императив. Неизбежность. Развитому миру не удастся блокировать развитие событий по такому сценарию ни с использованием инструментария двусторонних соглашений, когда на другую сторону можно элементарно надавить и заставить согласиться на невыгодные ей условия. Ни через многосторонние договоренности по образцу трансокеанских партнерств, подменяющих ВТО, от которых пока что отказались даже США.

И технологической монополии США и Западной Европы шаг за шагом приходит конец, хотя они всячески стараются его оттянуть. В частности, всеми правдами и неправдами навязывают остальному миру режим охраны интеллектуальной собственности, который обслуживает их интересы со второй половины XIX века. Морально устарел. Противоречит общим интересам развития планеты как единого целого.

В современных условиях информационной открытости и глобализации, ее всё сложнее сохранить. Прием на своей территории делокализируемых производств обставляется развивающимися странами, копирующими в этом плане китайскую настойчивость и несговорчивость, требованием передачи технологии. Перспективные заводы, фабрики и технологические центры западных держав скупаются или иначе переходят под контроль частного капитала развивающихся стран. Всё большая часть потребностей планеты в инженерах и ученых удовлетворяется выходцами из бывшей периферии западного мира. Развивающиеся страны переходят к осуществлению амбициозных космических, энергетических и вообще любых других прорывных проектов [Dahlman 2007; Yeo 2017; Rain 2017][21].

Большой вклад в техническую эмансипацию развивающихся стран способна внести Российская Федерация. Серьезные вложения в ВПК и прикладную науку, осуществлявшиеся Москвой в последние годы, дали «неожиданно» весомую отдачу. У России есть сейчас тысячи перспективных технологий и разработок, которые, в случае их совместной коммерциализации с Китаем, Индией, Индонезией, Вьетнамом, Филиппинами и десятками других стран, могут дать экономически взрывной эффект. От строительства атомных электростанций принципиально новых образцов [Никифоров 2017а; Foy 2017][22] до 3Д-принтинга, от производства универсальных дженериков и других лекарств нового поколения до удовлетворения потребностей человечества в чистой питьевой воде [Никифоров 2017б][23].

И в военно-техническом отношении всё обстоит сейчас не так, как раньше. Под политическим давлением США, Германии, Франции, Великобритании и их союзников развивающиеся страны готовы закупать новейшие вооружения на баснословные суммы. Какие – продемонстрировал в ходе своей поездки в Эр-Рияд президент США Дональд Трамп. Но в скором времени на рынке вооружений появятся противовоздушные комплексы, боевые самолеты 5-го поколения, вертолеты, подводные лодки и многое другое, что будет производиться совместно [Оружие 2018][24] Россией и Китаем, Россией и Индией, Россией и Израилем и т.д., и т.п. [Ходаренко 2017; Строкань 2017; Indo-Russian 2017][25].

Самое сложное – эмансипация в финансовой области. Бреттон-Вудская система по-прежнему держит все развивающиеся страны и быстро растущие экономики – ни такой экономический гигант как Китай, ни Россия не являются исключением в данном отношении – в подчиненном положении. США, Япония, Великобритания и ЕС имеют возможность накачивать международный оборот триллионами ничем не обеспеченных евро, долларов, фунтов и йен. Поступая таким образом, они превращают всю мировую финансовую систему в своих заложников. В колоссальный мыльный пузырь, который когда-нибудь обязательно да лопнет – что будет иметь чудовищные разрушительные последствия – увлекая в пропасть всю мировую экономику. Единственно неизвестно, когда – в отдаленной перспективе или же в самом ближайшем будущем [Mauldin 2017][26].

Ситуация, при которой весь мир оказывается под Дамокловым мечом нового неминуемого глобального финансово-экономического кризиса, недопустима. Противоестественна. Чрезвычайно опасна. Она требует принятия решительных превентивных мер, дабы предотвратить худшее. Волюнтаризм и беззаконие в финансовой области должны быть поставлены под эффективный международный контроль. Если это не будет сделано, развивающемуся миру придется создавать иную, дополнительную или альтернативную Бреттон-Вудскую систему. Китай, БРИКС, ШОС, Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), не дождавшись подвижек со стороны коллективного Запада, к этому в какой-то степени уже приступили. Хотя сделаны пока самые первые паллиативные половинчатые шаги [Fleming-Williams 2015; Lewis 2016; Prates, Peruffo 2016; Blanton, Kegley 2016][27].

 

Тренды, препятствующие дальнейшей деколонизации

Продолжение деколонизации, ее перенос в другие сферы воспринимаются элитами развитого мира в качестве экзистенциального вызова. Крушения основ [Энтин, Энтина 2017в][28]. Чего-то крайне негативного и нежелательного, чему надо оказывать самое жесткое сопротивление. С человеческой точки зрения, это вполне объяснимо.

В то же время, с позиций исторической перспективы и общего интереса, такая оценка абсолютно неверна. Она несостоятельна. Ошибочна. Срывает фиговый листок со всех громковещательных заявлений коллективного Запада о приверженности каким бы то ни было идеалам справедливости, равенства, гуманизма. Со всех претензий на моральное и любое другое лидерство.

Вместе с тем, у прежде главенствовавших экономик действительно есть очень много, чего терять, в конкурентной борьбе с новыми поднимающимися. Поэтому крайне сложно отделить то, что объективно препятствует осуществлению полной и последовательной деколонизации, от тех усилий, которые предпринимаются ими в противотренде, чтобы помешать ей. Таких противотрендов сравнительно много.

Первое. Идет тотальная политическая дестабилизация быстро поднимающихся экономик, которые еще вчера претендовали на успех и эмансипацию [Энтин, Энтина 2015а; 2015б; 2016в; 2017а; 2017б; Entin, Entina 2016a][29]. От прежних политических режимов в Бразилии и Венесуэле практически ничего не осталось. Их экономики в руинах. Весь Большой Ближний Восток низведен до чего-то абсолютно непонятного и хаотичного. Турция сделалась витриной общего неблагополучия. Украина – ярчайший пример того, к каким катастрофическим последствиям приводит стремление к неизвестно кем поставленным целям любой ценой. Полный абсурд – чуть ли не до основания разрушенные Ливия и Сирия. Шаги, направленные на то, чтобы дестабилизировать внутриполитическую ситуацию, делаются и против России и Китая. Однако в данном случае власти готовы к тому, чтобы парировать нарождающиеся угрозы.

Второе. С середины 2013 года Федеральный резерв и регуляторы ЕС и его государств-членов, при опоре на средства массовой информации, подконтрольные коллективному Западу, стараются перенаправить финансовые потоки обратно в развитый мир. Инвесторам и другим игрокам финансового рынка усиленно внушают, что это раньше было выгодно вкладывать средства в быстро растущие экономики. Сейчас не так. Развивающийся мир потерял свою привлекательность. Он в упадке. Риски резко возросли. Абсолютно повсюду. И вообще в развивающемся мире всё плохо, рудиментарно, не обустроено. А на Западе – полная стабильность (типа Брексита [Байков, Дымова 2017: 37-46; Худолей, Ерёмина 2017: 28-36]). Орднунг. Классная инфраструктура. Защищенность. Безупречные гарантии и т.д. [Энтин, Энтина 2015а; 2015б][30].

Правда, для любого здравомыслящего предпринимателя понятно, что доходы, прибыльность, рентабельность и проч. на быстро растущих рынках намного, если не на порядок выше, нежели в бывших метрополиях и странах, живущих, как США, за чужой счет. Об этом по итогам 2018 года убедительно напомнил такой авторитетный источник финансовой аналитики, как Файнэншл Таймс [Wheatley 2018].

Третье. Деструктивным фактором международных отношений стала информационная война, развязанная коллективным Западом. Это раньше профессия журналиста была уважаемой, вызывающей гордость за независимость суждений и свободу от политической ангажированности. Это раньше она была отделена от беззастенчивого обслуживания государственных и корпоративных интересов, зачастую не имеющих ничего общего с интересами общества. Сейчас профессия утратила какую-либо респектабельность. Она превратилась в свою полную противоположность, когда доминантой сделалось только одно – дискредитировать потенциального противника и сделать это максимально убедительно и достоверно. Что касается объективной действительности – она для дилетантов и правдоискателей [Энтин, Энтина 2015а; 2015б; Entin, Entina 2016a][31].

Четвертое. Это давно-давно, в далеком прошлом политики понимали, что нельзя «сеять зубы дракона», что недопустимо подкармливать радикалов, экстремистов и террористов и науськивать их на страны, движения, образования, которые тебе сегодня по тем или иным причинам не нравятся. Как поступили, в частности Соединенные Штаты, выпустив на международную арену джихадизм, послужив «крестными отцами» талибам и Аль-Каиде или же поспособствовав становлению Исламского государства. Теперь поддержка «своих» террористов стала для западных стран и их сателлитов повседневной практикой [Chomsky 2001; Global 2018; L’aide 2015; Ryckmans 2016; Anielewicz 2015][32].

Пятое. Казалось бы, такой авторитетный ученый, как Сэмюель Хантингтон, к мнению которого стоило бы прислушаться, предупреждал: грядет конфликт цивилизаций – не делайте ничего такого, что поведет к его разрастанию и обострению в будущем. К углублению пропасти между ними. Мир важнее ваших фобий и абсурдных претензий на всезнание и универсализм. Тем не менее, человечество вступило на минное поле стирания различий между полами; традиционными, классическими и нетрадиционными семьями (апофеоз – кощунственная регистрация в Колумбии трех «созданий мужского пола» в качестве законной семьи); великими религиями, которые послужили источником самых базовых представлений о человеке, обществе и окружающем нас мире, и сектантскими образованиями [Международно-правовая 2017: 190].

Шестое. После окончания «холодной войны» на секунду, с позиции вечности, показалось, что коллективный Запад в состоянии жить, благоденствовать и продвигать свои интересы без гонки вооружений. Увы и это благоприятное развитие событий уходит в прошлое. США – опять лидер военно-технологической дестабилизации мира. Но и ЕС готов в ближайшее время расстаться с привычным для себя и для всех образом сугубо гражданской силы и образца для добровольного заимствования позитивного опыта нормативного и государственно-правового строительства и превратиться в угрозу для независимого развития других народов [Данилов 2017][33].

Седьмое. Самое деструктивное, что сумел придумать Запад – политика сдерживания. России. Китая. Ирана. Кого угодно, кто сегодня не угоден США, НАТО, ЕС и их государствам-членам, или против кого Вашингтон готов призывать остальных под свои знамена [Билль 2017; Бордачёв 2017б; Лукьянов 2017]. Для чего? Чтобы подчинить? Сломать? Воцариться? Глупо и бессмысленно. Такая политика подрывает основы многосторонности и нормального международного сотрудничества. Она абсурдна по определению. Очевидно же, что Россия – великая и неотъемлемая часть европейского социума. Европейской культуры. Европейской истории и традиции. Экономики. Будущего. Китай – дает всему миру возможность жить, наслаждаясь потреблением в гораздо большей степени, нежели иначе было бы простому люду по карману. Иран и все остальные – настаивают только на одном: чтобы с ними обращались честно и уважительно, а не так, как принято у ковбоев и бюргеров. В их отношении гораздо перспективнее было бы прибегать к инклюзивности, а не изоляции.

Список не будем продолжать. Пора остановиться. И так понятно, что вызовов и противотрендов очень много. Гораздо важнее – что можно было бы им противопоставить.

 

Парирование глобальных и любых других рукотворных вызовов или возможные сценарии в поддержку дальнейшей деколонизации

То, что нужно сейчас превыше всего – это политическая стабильность. Для преодоления экономического кризиса и его последствий. Восстановления климата, благоприятствующего предпринимательству. Осуществления масштабных инвестиционных, инфраструктурных, любых других экономических проектов. Таких, в частности, как ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути. Китай и Россия по отдельности или вместе, в одностороннем, двустороннем или многостороннем формате готовы будут этому посодействовать, взяв на себя купирование попыток внешней и внутренней дестабилизации отдельных стран и регионов [Караганов 2017].

Другое крайне важное направление – создание в своих собственных странах и тех, которые выступают в качестве транзитеров, партнеров или же просто рынков, условий, максимально благоприятных для ведения бизнеса. Для этого необходимы политическая воля, целеустремленность, умение идти на компромиссы и конкретная работа. Работа. Работа. И еще раз работа. В этом плане у ЕС есть или было, чему поучиться: навыкам ставить во главу угла не свой собственный, шкурный, корыстный, а общий интерес. Еще со времен Жана Монэ [Entin, Entina 2016b][34].

То, что вредит международному сотрудничеству сейчас больше всего – это информационная война и очернительство друг друга. Им надо положить конец в первую очередь. Они первопричина многих конфликтов. Они не дают политикам и бизнес сообществу действовать разумно и рационально. Они заставляют всех нас жить в перевернутом мире. Покончим с информационной войной – и другие насущные проблемы будут решаться намного проще [Энтин, Энтина 2017в; 2016г; 2016д; 2016е][35].

Следующим необходимым шагом могла бы стать выработка объединительной повестки дня [Энтин, Энтина 2017а]. Нам есть против кого и чего объединяться: терроризма, коррупции, организованной преступности, наркотрафика, человеконенавистнических, радикальных, экстремистских движений и идеологий. Пока мы порознь, все наши общие враги будут диктовать миру свои условия. И дальше попустительствовать этому – значит не уважать себя. Губить свое собственное будущее. Разворовывать планету, которую мы оставим в наследство нашим детям и внукам. Позитивной частью повестки могли бы стать: системное переосмысление политики международного содействия развитию и борьбы с бедностью; создание глобальных фондов кредитования и субсидирования новых технологий, распространения знаний, поддержки инноваций; осуществление инклюзивных трансрегиональных проектов.

Центральным из них призвано стать Всеобъемлющее Большое Евразийское Партнерство (ВсеБЕАП) [Караганов 2017; К Великому 2016; Энтин, Энтина 2016а; 2016б; Entin, Entina 2016e; 2016f]. Его смысл состоит в том, чтобы создать общее глобальное или трансрегиональное пространство сотрудничества. Предотвращать появление соблазна диктовать кому бы то ни было свои условия или подминать других под себя. Обеспечить ту самую стабильность, о которой говорилось выше. Идти вперед по пути экономического развития, процветания, социального и межгосударственного равенства, объединяя усилия. Вновь, но теперь на деле, а не на словах, присягнуть тем великим принципам, которые мы закрепили в Уставе ООН – суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, соблюдения международных договоров, приверженности международному сотрудничеству.

Полная оригинальная версия статей на русском и английском, ранее опубликованных в журналах «Rivista di studi politici internazionali» и «Полис».

 

Литература/References:

  1. Александров Ю. 1985. Политические системы в странах социалистической ориентации. Советское государство и право. №8. С. 144-147. [Aleksandrov Yu. Politicheskie sistemy v stranakh sotsialisticheskoi orientatsii [Political systems in countries of socialist orientation]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo [Soviet state and law]. No. 8. P. 144-147. (In Russ.)]
  2. Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства. 2015. Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. 2015. 125 с. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/sxs/Documents/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B9%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D1%85.pdf [Analiz mirovykh tendentsii gosudarstvennoi podderzjki sel’skogo khozyastva [Analysis of global trends in state support of agriculture.] Department of agro-industrial policy of the Eurasian Economic Commission. 2015. 125 p. (In Russ.)]
  3. Африка: проблемы социалистической ориентации. 1976. М.: Наука. 477 с. [Afrika: problemy sotsialisticheskoi orientatsii. Moscow: Nauka. 1976]
  4. Африка: страны социалистической ориентации в революционном процессе. М.: Наука. 272 с. [Afrika: strany sotsialisticheskoi orientatsii v revolyutsionnom protsesse [Africa: socialist countries in the revolutionary process]. Moscow: Nauka. 1984. 272 p. (In Russ.)]
  5. Байков А.А., Дымова Л.А. 2017. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры. Современная Европа. 3 (75). С. 37-46. http://www.sov-europe.ru/2017/03-2017.pdf [Baikov A.A., Dymova L.A. Vykhod Velikobritanii iz ES i ustoichivost' evropeiskoi regional'noi struktury [Brexit and the stability of the European regional structure]. Sovremennaya Evropa. 2017. 3 (75). P. 37-46. (In Russ.)]
  6. Билль о войне США с Россией: Трампу уготовлена роль почтальона и марионетки. EurAsia Daily. 26.07. https://eadaily.com/ru/news/2017/07/26/bill-o-voyne-ssha-s-rossiey-trampu-ugotovlena-rol-pochtalona-i-marionetki?utm_source=push [Bil’ o voine SShA s Rossiei [Bill on USA war against Russia] EurAsia Daily. 26.07.2017 (In Russ.)]
  7. Бордачёв Т. 2017а. Конец институтов или новые формы международного общения. Международный дискуссионный клуб «Валдай». 18.07. http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/konets-institutov-ili-novye-formy/ [Bordachev T. V. Konets institutov ili novye formy mezhdunarodnogo obshcheniya [The end of institutions or new forms of international communication]. International discussion club "Valdai". 18.07.2017. (In Russ.)]
  8. Бордачёв Т.В. 2017б. Им стыд, нам позор. Россия в глобальной политике. 28.07. http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Im-styd-nam-pozor-18872 [Bordachev T. V. Im styd, nam pozor [Shame them, shame on us]. Russia in global politics. 28.07.2017. (In Russ.)]
  9. Брутенц К.Н. 1982. Социалистическая ориентация освободившихся стран: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль. 310 с. [Brutents K.N. Sotsialisticheskaya orientatsiya osvobodivshikhsya stran: nekotorye voprosy teorii i praktiki [Socialist orientation of the liberated countries: some questions of theory and practice]. Moscow: Mysl'. 1982. 310 p. (In Russ.)]
  10. Васильев Л.С. 2001. История Востока. В 2 томах. Учебник. М.: Высшая школа. 512 с. [Vasil'ev L.S. Istoriya Vostoka. V 2 tomakh. Uchebnik [The History of the East. In 2 volumes. Textbook]. Moscow: Higher school. 2001. 512 p. (In Russ.)]
  11. Волянский В.Ф. 1983. Некапиталистический путь развития (на опыте африканских стран). М.: Изд-во Московского университета. 127 с. [Volyansky, V.F. Nekapitalisticheskii put' razvitiya (na opyte afrikanskikh stran) [Non-Capitalist Way of Development (based on the experience of African countries)]. Moscow: Publishing house of Moscow University. 127 p. (In Russ.)]
  12. Восточный мир: опыты общественной трансформации. Сборник статей. М.: Муравей. 361 с. [Vostochnyi mir: opyty obshchestvennoi transformatsii. Sbornik statei [The Eastern world: the experiences of social transformation. Collected papers]. M.: Muravei. 2001. 361 p. (In Russ.)]
  13. Государство социалистической ориентации. 1975. М.: Наука. 376 с. {Gosudarstvo sotsialisticheskoi orientatsii [State of socialist orientation]. Moscow: Nauka. 1975. 376 p. (In Russ.)]
  14. Гура В.К., Несук Н.Д. 1981. Проблемы и пути развития освободившихся стран Африки. Киев: Наук. думка. 192 с. [Gura V.K., Nesuk N.D. Problemy i puti razvitiya osvobodivshikhsya stran Afriki [Problems and ways of development of the liberated countries of Africa]. Kiev: Nauk. dumka. 1981. 192 p. (In Russ.)]
  15. Данилов Д.А. 2017. «Неформальный саммит НАТО»: перераспределение бремени и ответственности. Аналитическая записка Института Европы РАН. № 16 (89). http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an89.pdf [Danilov D.A. «Neformal'nyi sammit NATO»: pereraspredelenie bremeni i otvetstvennosti ["Informal summit of NATO": redistribution of burden and responsibility]. Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. No. 16 (89). (In Russ.)]
  16. Иванов А.А. 1984. Социалистический выбор в Африке и идеологическая борьба. М.: Междун. отношения. 232 с. [Ivanov A.A. Sotsialisticheskii vybor v Afrike i ideologicheskaya bor'ba [Socialist choice in Africa and ideological struggle]. Moscow: International relations. 1984. 232 p. (In Russ.)]
  17. Караганов С. 2017. От поворота на Восток к Большой Евразии. С. Караганов, Персональный сайт. 31.05. http://karaganov.ru/publications/452 or https://interaffairs.ru/jauthor/material/1847 or http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Ot-povorota-na-Vostok-k-Bolshoi-Evrazii-18739 [Karaganov S. Ot povorota na Vostok k Bol'shoi Evrazii [From the turn to the East to the Great Eurasia]. Karaganov, Personal site. 31.05.2017. (In Russ.)]
  18. К Великому океану – 4: Поворот на Восток. Предварительные итоги и новые задачи. 2016. Доклад. Международный дискуссионный клуб «Валдай». Москва. 02.06. http://ru.valdaiclub.com/a/reports/k-velikomu-okeanu-4-povorot-na-vostok/ или Towards the Great Ocean 4: Turn to the East. Preliminary Results and New Objectives. 2016. Valdai International Discussion Club Moscow. 02.06. http://valdaiclub.com/files/11431/
  19. Кива А. В. 1978. Страны социалистической ориентации: Основные тенденции развития. М.: Наука. 287 с. [Kiva A. V. Strany sotsialisticheskoi orientatsii: Osnovnye tendentsii [Countries of socialist orientation: the main development trends]. Moscow: Nauka. 1978. 287 p. (In Russ.)]
  20. Ким Г.Ф. 1982. От национального освобождения к социальному: социально-политические аспекты современных национально-освободительных революций. М.: Наука. 294 с. [Kim G.F. Ot natsional'nogo osvobozhdeniya k sotsial'nomu: sotsial'no-politicheskie aspekty sovremennykh natsional'no-osvoboditel'nykh revolyutsii [From national liberation to social: socio-political aspects of modern national liberation revolutions].: Nauka. 1982. 294 p. (In Russ.)]
  21. Кредер А.А. 2005. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. Учебник. М.: ЦГО. 432 с. [Kreder A.A. Noveishaya istoriya zarubezhnykh stran. 1914-1997. Uchebnik [Contemporary history of foreign countries. 1914-1917. Textbook]. Moscow: TsGO. 2005.  432 p. (In Russ.)]
  22. Лукьянов Ф.А. 2017. Холодная война против всех. Россия в глобальной политике. 31.07. http://www.globalaffairs.ru/redcol/Kholodnaya-voina-protiv-vsekh-18874 [Luk'yanov F.A. Kholodnaya voina protiv vsekh [Cold war against all]. Russia in global politics. 31.07.2017. (In Russ.)]
  23. Международно-правовая защита традиционных ценностей. Материалы круглых столов 16 апреля и 9 ноября 2016 г. в рамках XIV Международного конгресса «Блищенковские чтения». Под общ. ред. А.Х.Абашидзе, Н.С.Семеновой. Е.В.Киселевой. Москва: Издательский дом «Покров ПРО». 190 с. [Mezhdunarodno-pravovaya zashchita traditsionnykh tsennostei. Materialy kruglykh stolov 16 aprelya i 9 noyabrya 2016 g. v ramkakh XIV Mezhdunarodnogo kongressa «Blishchenkovskie chteniya». Pod obshch. red. A.Kh. Abashidze, N.S. Semenovoi. E.V. Kiselevoi [International legal protection of traditional values. Materials of round tables on 16 April and 9 November 2016 in the framework of the XIV International Congress "Blishchenko reading"]. Moscow: Izdatel'skii dom «Pokrov PRO». 2017. 190 p. (In Russ.)]
  24. Михеев В., Луконин С., Игнатьев С. 2017. Китай: фактор съезда и фактор Трампа. Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 6. С. 23-32. [Mikheev V., Lukonin S., Ignatiev S. Kitai: faktor s’ezda i faktor Trampa [China: Congress and Trump factor]. World economy and international relations. 2017. Vol. 61. 6. P. 23-32. (In Russ.)]
  25. Непомнин О.Е. 1998. Живая история Востока. Сборник. М.: Знание. 368 с. [Nepomnin O.E. Zhivaya istoriya Vostoka. Sbornik [The living history of the East. Collection]. Moscow: Znanie. 368 p. (In Russ.)]
  26. Никифоров О. 2017а. Новые аспекты развития мировой ядерной энергетики. Независимая газета. 11.07.2017. http://www.ng.ru/energy/2017-07-11/100_atomtech.html [Nikiforov O. Novyie aspekty razvitiya yadernoi energetiki [New aspects of global nuclear energy development]. Nezavisimaya gazeta. 11.07.2017. (In Russ.)]
  27. Никифоров О. 2017б. Ядерное опреснение морской воды. Независимая газета. 14.02. http://www.ng.ru/energy/2017-02-14/15_6928_atom.html [Nikiforov O. Yadernoe opresnenie morskoi vody [Nuclear desalination of sea water]. Nezavisimaya gazeta. 14.02.2017. (In Russ.)]
  28. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 368 с. [Noveishaya istoriya stran Azii i Afriki, XX vek [Contemporary history of countries of Asia and Africa, the twentieth century]. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS. 2001. 368 p. (In Russ.)]
  29. Оружие: Индия – идеальный партнер. 2002. Сайт НИУ ВШЭ. 11.12. https://iq.hse.ru/news/177780064.html [Oruzhie: Indiya – ideal'nyi partner [Weapons: India is an ideal partner]. Official site of the Higher School of Economics. 11.12.2002.]
  30. Порфирьев Б. 2013. «Зелёная» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. Московский Центр Карнеги. 33 с. http://carnegieendowment.org/files/WP_Porfiriev_web.pdf [Porfir'ev B. «Zelenaya» ekonomika: realii, perspektivy i predely rosta ["Green" economy: realities, prospects and limits of growth]. Moskovskii Tsentr Karnegi. 2013. 33 p. (In Russ.)]
  31. Право в странах социалистической ориентации. М.: Наука. 348 с. [Pravo v stranakh sotsialisticheskoi orientatsii [Law in the countries of socialist orientation]. Moscow: Nauka. 1979. 348 p. (In Russ.)]
  32. Силкин В.Ю. 2017. Контуры новой модели конкуренции за энергетические ресурсы. Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 4. С. 60-70. [Silkin V.Yu. Kontury novoi modeli konkurentsii za energeticheskie resursy [Contours of new model of competition for energy resources]. World Economy and International Relations. Vol. 61. Iss.4. P.60-70. (In Russ.)]
  33. Старушенко Г.Б. 1976. Африка: проблемы социалистической ориентации. М.: Институт Африки (Академия наук СССР). 476 с. [Starushenko G.B. Afrika: problemy sotsialisticheskoi orientatsii [Africa: problems of socialist orientation]. Moscow: Institute for African studies (Academy of Sciences of the USSR). 1976. 476 p. (In Russ.)]
  34. Старушенко Г.Б. 1977. Социалистическая ориентация в развивающихся странах. М.: Политиздат. 192 с. [Starushenko G.B. Sotsialisticheskaya orientatsiya v razvivayushchikhsya stranakh [Socialist orientation in developing countrie]. Moscow: Politizdat. 1977. 192 p. (In Russ.)]
  35. Строкань С. 2017. Израильское оружие завоевывает Индию. Газета «Ко»мерсантъ".07. https://www.kommersant.ru/doc/3344506 [Strokan' S. Izrail'skoe oruzhie zavoyevyvaet Indiyu [Israeli weapons conquer India]. Gazeta Kommersant. 06.07.2017. (In Russ.)]
  36. Ткаченко И.В. 2006. Всеобщая история в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект. 224 с. [Tkachenko I.V. Vseobshchaya istoriya v voprosakh i otvetakh. Uchebnoe posobie [World history in questions and answers. Textbook]. Moscow: TK Velbi, Prospekt. 2006. 224 p. (In Russ.)]
  37. Ульяновский Р.А. 1976. Очерки национально-освободительной борьбы. Вопросы теории и практики. Советское государство и право. №11. С. 146-147. Ul'yanovskii R.A. Ocherki natsional'no-osvoboditel'noi bor'by. Voprosy teorii i praktiki [Essays of the national liberation struggle. Theory and practice]. Soviet state and law. No. 11. P. 146-147. (In Russ.)]
  38. Ходаренко М. 2017. Россия меняет вертолеты на миллиарды. Российская газета. 22.03. https://www.gazeta.ru/army/2017/03/22/10588235.shtml [Khodarenko M. Rossiya menyaet vertolety na milliardy [Russia is changing helicopters to billions]. Rossiiskaya gazeta. 22.03.2017. (In Russ.)]
  39. Худолей К.К., Ерёмина Н.В. 2017. Брекзит: новый «старый» выбор Великобритании. Современная Европа. № 3 (75). С. 28-36. http://www.sov-europe.ru/2017/03-2017.pdf [Khudolei K.K., Eremina N.V. Brekzit: novyi «staryi» vybor Velikobritanii [Brexit: the new "old" choice of Great Britain]. Sovremennaya Evropa. 2017. No. 3 (75). P. 28-36. (In Russ.)]
  40. Цзяньго Ц. 2017. Влияние Китая на мировую экономику в 2017 году. Всемирный экономический форум. 12.01. https://www.weforum.org/agenda/2017/01/inject-chinese-dividends-into-the-world-s-economic-development/ [Tsyan’go Ts. Vliyanie Kitaya na mirovuyu economiku v 2017 godu [China’s influence on world economy in 2017]. Vsemirnyi economicheskii forum. 12.01.2017. In Russ.)]
  41. Чиркин В.Е. 1984. Революционно-демократическое государство современности. М.: Наука. 297 с. [Chirkin V.E. Revolyutsionno-demokraticheskoe gosudarstvo sovremennosti [Revolutionary-democratic state of modernity]. Moscow: Nauka. 1984. 297 p. (In Russ.)]
  42. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2015а. Россия и Европейский Союз в 2011-2014 годах: В поисках партнерских отношений – V. Том 1. М.: Эксмо. 864 c. [Entin M.L., Entina E.G. Rossiya i Evropeiskii Soyuz v 2011-2014 godakh: V poiskakh partnerskikh otnoshenii – V. Tom 1 [Russia and the European Union in 2011-2014: in search of partnership – V. Volume 1]. Moscow: Exmo. 2015. 864 c. (In Russ.)]
  43. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2015б. Россия и Европейский Союз в 2011-2014 годах: В поисках партнерских отношений – V. Том 2. М.: Эксмо. 752 с. [Entin M.L., Entina E.G. Rossiya i Evropeiskii Soyuz v 2011-2014 godakh: V poiskakh partnerskikh otnoshenii – V. Tom 2 [Russia and the European Union in 2011-2014: in search of partnership – V. Volume 2]. Moscow: Exmo. 2015. 752 c. (In Russ.)]
  44. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2016а. В поддержку геополитического проекта Большой Евразии. Вся Европа.ru. № 6 (111). http://alleuropalux.org/?p=13361 [Entin M.L., Entina E.G. V podderzhku geopoliticheskogo proekta Bol'shoi Evrazii [In support of the geopolitical project of Greater Eurasia]. All Europe. No. 6 (111). (In Russ.)]
  45. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2016б. Всеобъемлющее Большое Евразийское Партнерство: уход от реальности или возвращение к ней. Вся Европа.ru. № 11 (115). http://alleuropalux.org/?p=13969 [Entin M.L., Entina E.G. Vseob’emlyushchee Bol'shoe Evraziiskoe Partnerstvo: ukhod ot real'nosti ili vozvrashchenie k nei [Comprehensive Greater Eurasian Partnership: avoiding reality or return to it]. All Europe. 2016. No. 11 (115). (In Russ.)]
  46. Энтин М.Л. 2016в. Международное право в эпоху перемен. Современное международное право: глобализация и интеграция: LIBER AMICORUM в честь профессора П.Н.Бирюкова: сборник научных статей; Воронежский государственный университет. Воронеж: Издательский дом ВГУ. С. 216-237. [Entin M.L. Mezhdunarodnoe pravo v epokhu peremen [International law in era of change]. Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo: globalizatsiya i integratsiya: LIBER AMICORUM v chest' professora P.N.Biryukova: sbornik nauchnykh statei; Voronezhskii gosudarstvennyi universitet [Modern international law: globalization and integration: LIBER AMICORUM in honour of Professor P. N. Biryukov: collection of articles; Voronezh state University]. Voronezh: Publishing house of VSU. 2016. P. 216-237. (In Russ.)]
  47. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2016г. Новая повестка отношений между Россией и ЕС. Российский совет по международным делам.05. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7737#top-content [Entin M.L., Entina E.G. Novaya povestka otnoshenii mezhdu Rossiei i ES [New agenda for Russia-EU relations]. Russian International Affairs Council (RIAC). 31.05.2016. (In Russ.)]
  48. Энтин М. Л. 2016д. От борьбы с терроризмом к объединительной повестке дня. Концепции развития института прав человека в условиях глобализации современного права и политики. Концепции развития института прав человека в условиях глобализации современного права и политики. Сборник научных трудов по материалам международного научно-практического круглого стола. Рязань. С. 264-269. [Entin M.L. Ot bor'by s terrorizmom k ob"edinitel'noi povestke dnya. Kontseptsii razvitiya instituta prav cheloveka v usloviyakh globalizatsii sovremennogo prava i politiki [From the fight against terrorism to the unifying agenda. Concepts for the development of the institution of human rights in the context of the globalization of modern law and politics]. Kontseptsii razvitiya instituta prav cheloveka v usloviyakh globalizatsii sovremennogo prava i politiki. Sbornik nauchnykh trudov po materialam mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kruglogo stola [Concepts for the development of the institute of human rights in the context of the globalization of modern law and politics. Collection of proceedings on the materials of the international scientific and practical round table]. Ryazan, 2016. P. 264-269. (In Russ.)]
  49. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2016е. Поднятые мосты в отношениях между Россией и ЕС: лабиринты предвзятого восприятия друг друга. Вся Европа.ru. № 7-8 (112). http://alleuropalux.org/?p=13527 [Entin M.L., Entina E.G. Podnyatye mosty v otnosheniyakh mezhdu Rossiei i ES: labirinty predvzyatogo vospriyatiya drug druga [Raised bridges in relations between Russia and the EU: labyrinths of prejudiced perceptions of each other]. All Europe. 2016. No 7-8 (112). (In Russ.)]
  50. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2017а. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский Союз в 2015-2016 годах – VI: Научная монография. М.: «Зебра-Е». 816 с. [Entin M.L., Entina E.G. V poiskakh partnerskikh otnoshenii: Rossiya i Evropeiskii Soyuz v 2015-2016 godakh – VI: Nauchnaya monografiya [In search of partnership: Russia and the European Union in 2015-2016 – VI: Scientific monograph]. Moscow: Zebra-E. 2017. 816 p. (In Russ.)]
  51. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2017б. Возвращение эры консервативного национализма в ЕС и США. Вся Европа.ru. № 3 (119). http://alleuropalux.org/?p=14440 или http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozvrashchenie-ery-konservativnogo-natsionalizma-v-es-i-ssha/ [Entin M.L., Entina E.G. Vozvrashchenie ery konservativnogo natsionalizma v ES i SShA [The return of era of conservative nationalism in the EU and the US]. All Europe. 2017. No. 3 (119). (In Russ.)]
  52. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. 2017в. От либерального порядка к нормализации международных отношений. Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 12. С. 5-17. [Entin M.L., Entina E.G. Ot liberal'nogo poryadka k normalizatsii mezhdunarodnykh otnoshenii [From liberal order to the normalization of international relations]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. T 61. № 12. P. 5-17. (In Russ.)]
  53. After Independence. Making and Protecting the Nation in Postcolonial and Postcommunist States. 2006. Ed. by L.W. Barrington. Univ. of Michigan Press. [После независимости. Формирование и защита нации в постколониальных и посткоммунистических государствах. Под ред. Л.Беррингтона. Изд-во Мичиганского ун-та, 2006.]
  54. Amadeo K. 2018. OPEC Oil Embargo, Its Causes, and the Effects of the Crisis. The balance. 20.02. https://www.thebalance.com/opec-oil-embargo-causes-and-effects-of-the-crisis-3305806 [Амадео К. Нефтяное эмбарго ОПЕК, его причины и последствия кризиса. Аналитический портал «Баланс».02.2018.]
  55. Anielewicz M. Terrorisme: Hillary Clinton aurait révélé que Daesh est une création d’Obama pour aider au développement des Frères Musulmans. Europe Israël News. 21.11. http://www.europe-israel.org/2015/11/terrorisme-hillary-clinton-aurait-revele-que-daesh-est-une-creation-dobama-pour-aider-au-developpement-des-freres-musulmans/ [Анилевич М. Терроризм: Хиллари Клинтон заявила, что ДАИШ создавалось Обамой для поддержки "Братьев-Мусульман". Новости Европы и Израиля. 21.11.2015]
  56. Baltic Postcolonialism. 2006. Ed. by V. Kelertas. Amsterdam; New York. [Балтийский постколониализм. Ред. В. Келертас. Амстердам, Нью-Йорк, 2006.]
  57. Bhaumik T.K. 2009. Old China’s New Economy: The Conquest by a Billion Paupers. SAGE Publications Ltd. 294 p. https://books.google.ru/books?id=k4J3CW-yojwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false [Баумик Т.К. Новая экономика Древнего Китая: завоевание миллиардами нищих. Издательство SAGE Publications Ltd. 2009. 294 с.]
  58. Blanton Sh.L., Kegley Ch. W. 2016. World Politics: Trend and Transformation, 2016 – 2017. Cengage Learning. https://books.google.ru/books?id=Mb0aCgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false [Блэнтон Ш.Л., Кигли Ч.В. Мировая политика: тенденции и трансформации, 2016-2017. Сингэйг Ленинг. 2016.]
  59. Chomsky N. 2001.Les Etats-Unis entre hyperpuissance et hyperhégémonie. Terrorisme, l’arme des puissants. Le Monde diplomatique. № 12. P. 10-11. https://www.monde-diplomatique.fr/2001/12/CHOMSKY/8234 [Хомский Н. Выбор США между супердержавой и супергегемонией. Дипломатический мир. № 12. С. 10-11.]
  60. Chrisman L. Postcolonial Contraventions. 2003. Cultural Readings of Race, Imperialism and Transnationalism. Manchester; New York. [Крисман Л. Постколониальные противопоказания. Культурологическое прочтение расы, империализма и транснационализма. Манчестер, Нью-Йорк, 2003.]
  61. Dahlman C. J. 2007. China and India: Emerging Technological Powers. Issues in Science and Technology. XXIII. Iss. 3. Spring. http://issues.org/23-3/dahlman/ [Далман К. Дж. Китай и Индия: новые технологические державы. Вопросы науки и техники. 2007. Т. 23. № 3.]
  62. Durix J.-P. 1998. Mimesis, Genres and Post-colonial Discourse. Deconstructing Magic Realism. Palgrave Macmillan. [Дюрикс Дж.-П. Имитирование, жанры и постколониальный дискурс. Деконструкция магического реализма. Палгрейв Макмиллан, 1998.]
  63. Energy Crisis. 2019. Facts & Summary. History. 02. http://www.history.com/topics/energy-crisis [Энергетический кризис. Факты и обзоры. История. 04.02.2019].
  64. Entin M.L., Entina E.G. 2016a. Droit international a l’époque du changement. All Europe.ru. № 9 (113). http://alleuropalux.org/?p=13617 [Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Международное право в эпоху перемен. Вся Европа.ru. № 9 (113).]
  65. Entin M.L., Entina E.G. 2016b. Enviable … stagnation. Russian International Affairs Council (RIAC). 10. http://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/zavidnaya-stagnatsiya/ [Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Завидная… стагнация. Российский совет по международным делам. 21.10.2016.]
  66. Entin M.L., Entina E.G. 2016c. New agenda for Russia-EU relations. All Europe. No5(110). http://alleuropa.ru/?p=13248 [Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Новая повестка для отношений между Россией и ЕС. Вся Европа.ru. №5(110).]
  67. Entin M.L., Entina E.G. 2016d. Russia and China protecting the contemporary world order. Rivista di Studi Politici Internazionali. 83. Iss.4. P. 539-552. [Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Роль России и Китая в защите и сохранении современного миропорядка. Журнал международных политических исследований. Флоренция.  Т. 83.  №4. С. 539-552.]
  68. Entin M.L., Entina E.G. 2016e. Russia's Role in Promoting Great Eurasia Geopolitical Project. Rivista di studi politici internazionali. № 3. P. 331-352. [Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Роль России в продвижении геополитического проекта Большой Евразии [Russia's Role in Promoting Greater Eurasia Geopolitical Project]. Журнал международных политических исследований. Флоренция. 2016. № 3. С. 331-352.]
  69. Entin M.L., Entina E.G. 2016f. The New Role of Russia in the Greater Eurasia. Strategic Analysis. Т. 40. № 6. P. 590-604. [Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Новая роль России в Большой Евразии. Стратегический анализ. 2016. Т. 40. № 6. C. 590-604.]
  70. EU’s trade and development policy. 2019. Official site of the EU. http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/development/ [Политика ЕС в отношении торговли и развития. Официальный сайт Европейского союза.]
  71. Ferghane A. 2015. L’aide au développement, plus dangereuse que bénéfique? 26.05. https://www.contrepoints.org/2015/05/26/208865-laide-au-developpement-plus-dangereuse-que-benefique [Ферган А. Помощь развитию, больше опасностей, чем пользы? Журнал «Другое мнение». 26.05.2015.]
  72. Fleming-Williams M. 2015. China and the Changing Global Economic Order. Stratfor Worldview.12. https://worldview.stratfor.com/article/china-and-changing-global-economic-order [Флеминг-Уильямс М. Китай и меняющийся глобальный экономический порядок. Стратфор Ворлдвью. 1.12.2015.]
  73. Foy H. 2017. Rosatom powers through nuclear industry woes. Russia-backed nuclear group sets out ambitious global growth plans – even in wind sector. Financial Times. 28.06. https://www.ft.com/content/774358b4-5a4a-11e7-9bc8-8055f264aa8b [Фой Х. Росатом управляет ядерной промышленностью. Поддерживаемая Россией ядерная группа излагает амбициозные планы глобального роста – даже в ветровом секторе. Файнэншл Таймс. 28.06.2017.]
  74. Gibbs D. N. 1991. The Political Economy of Third World Intervention: Mines, Money, and U.S. policy in the Congo Crisis. University of Chicago Press. 322 p. [Гиббс Д.Н. Политическая экономия интервенций в странах третьего мира: интриги, деньги и политика США в отношении кризиса в Конго. Университет Чикаго. 1991. 322 с.]
  75. Global terrorism index 2018: measuring the impact of terrorism. 2018. Report. 6th Institute for Economics & Peace. 05.12. https://apo.org.au/node/208851 [Глобальный индекс терроризма 2018: измерение влияния терроризма. Доклад. 6-е изд. Институт экономики и мира. 05.12.2018.]
  76. Gueven F. 2015. Decolonizing Democracy. Intersections of Philosophy and Postcolonial Theory. Lexington Books. [Гевен Ф. Деколонизирующая демократия. Переплетение философии и постколониальной теории. Лексингтон букс, 2015.]
  77. Hitchcock P. 2010. The Long Space: Transnationalism and Postcolonial Form. Stanford Univ. Press. [Хичкок П. Широкое пространство: транснационализм и постколониальная форма. Изд-во Стэнфордского у-та, 2010.]
  78. Hoogvelt A. 2001. Globalization and the Postcolonial World: The New Political Economy of Development. London. [Хугвельт А. Глобализация и постколониальный мир: Новая политэкономия развития. Лондон, 2001.]
  79. Indo-Russian joint venture for Kamov military helicopters registered in India. The Asian Age. 18.07. http://www.asianage.com/world/europe/180717/india-to-produce-usd-1-billion-kamov-choppers-in-joint-venture-with-russia.html [Совместный российско-индийский проект производства военных вертолетов Камов в Индии. Время Азии. 18.07.2017.]
  80. Ivison D. 2002. Postcolonial Liberalism. Cambridge. [Ивисан Д. Постколониальный либерализм. Кембридж, 2002.]
  81. Jianguo J. How China will Impact the world economy in 2017. 2017. World Economic Forum.01. https://www.weforum.org/agenda/2017/01/inject-chinese-dividends-into-the-world-s-economic-development/ [Янго Дж. Как Китай повлияет на мировую экономику в 2017 г. Мировой экономический форум. 12.01.2017.]
  82. Kapoor I. 2008. The Postcolonial Politics of Development. Routledge. [Капур И. Постколониальные политики развития. Рутледж, 2008.]
  83. L’aide américaine à DAESH se confirme : des Marines et des hélicoptères Apaches chez les djihadistes. 2015. Réseau international.02. http://reseauinternational.net/laide-americaine-a-daesh-se-confirme-des-marines-et-des-helicopteres-apaches-chez-les-djihadistes/ [Подтверждается, что американцы оказывают помощь Исламскому государству: морские пехотинцы и вертолеты Апачи у джихадистов. Международная сеть. 26.02.2015.]
  84. Lewis N. 2016. China is Laying the Foundation for The Next World Gold Standard System. 5.05. https://www.forbes.com/sites/nathanlewis/2016/05/05/china-is-laying-the-foundation-for-the-next-world-gold-standard-system/#4af6347c689e [Льюис Н. 2016. Китай закладывает фундамент для новой системы золотого стандарта. Журнал Форбс. 5.05.2016.]
  85. Mauldin J. 2017. Happiness Is a Normal Yield Curve. Thoughts from the Frontline.07. https://mail.google.com/mail/u/0/?zx=ezuue2rck01x#inbox/15d8edcd6951efee [Маульдин Дж. 2017. Счастье – это нормальная кривая урожайности. Мысли с линии фронта. 29.07.2017.]
  86. Moscetti C.W. 2015. The Cold War is Over, Let’s Stop Using the Term “Third World”. CRAIG MOSCETTI. https://craigmoscetti.com/2015/01/28/the-cold-war-is-over-lets-stop-using-the-term-third-world/ [Москетти С.В. 2015. Холодная война окончена, давайте перестанем использовать термин «Третий мир». CRAIG MOSCETTI. 2015.]
  87. Moore-Gilbert B. 1997. Postcolonial Theory. Contexts, Practices, Politics. Verso. [Мур-Джильберт Б. Постколониальная теория. Контексты, практики, политики. Версо, 1997.]
  88. Prates D. M., Peruffo L. 2016. Rise of the global South and descent of the North? Exploration of the rise of the global South and its impact on international financial architecture. Brettonwoods project. Critical voices on World Bank and IMF. 03. http://www.brettonwoodsproject.org/2016/03/rise-of-the-global-south-and-descent-of-descent-of-the-north/ or http://www.brettonwoodsproject.org/wp-content/uploads/2016/11/English-version-Rise-of-global-south-final.pdf [Пратс Д., Перуфо Л. Подъем Юга и спад Севера? Исследование подъема Юга и его влияния на международную финансовую архитектуру. Проект Бреттонвудс. Критика Всемирного банка и МВФ. 1.03.2016.]
  89. Rain R. 2017. Which country has a more developed space program: India or China? Quora. 22.02. https://www.quora.com/Which-country-has-a-more-developed-space-program-India-or-China [Рэйн Р. Какая страна имеет более развитую космическую программу: Индия или Китай? Журнал Кворум. 02.2017.]
  90. Rutaagi E.A. 2017. L’aide publique au développement fragilise l’Afrique. Contrepoints, Afrique. 02. https://www.contrepoints.org/2017/02/07/280272-laide-publique-developpement-fragilise-lafrique-2 [Рутаги Э.А. 2017. Международная помощь для целей развития ослабляет Африку. Журнал Многоголосье, Африка. 27.02.2017.]
  91. Ryckmans G. 2016. Donald Trump: "Clinton et Obama ont créé l'EI" et "Hillary devrait être en prison". be. 3.01. https://www.rtbf.be/info/dossier/election-presidentielle-americaine-la-course-est-lancee/detail_trump-clinton-et-obama-ont-cree-l-ei-et-hillary-devrait-etre-en-prison?id=9176216 [Рыкманс Дж. 2016. Дональд Трамп: "Клинтон и Обама в сговоре" и "Хиллари должна отправиться в тюрьму". РТБФ.be. 3.01.2016]
  92. Schellekens P. A. 2013. Changing China: Implications for Developing Countries. The World Bank Economic Premise. № 118. 9 p. http://siteresources.worldbank.org/EXTPREMNET/Resources/EPpdf [Шеллекенс Ф. Изменяющийся Китай: последствия для развивающихся стран. Всемирный банк. Официальный сайт. 9 с.]
  93. The World in 2050: Will the shift in global economic power continue? PricewaterhouseCoopers (PWC). 46 p. https://www.pwc.com/gx/en/issues/the-economy/assets/world-in-2050-february-2015.pdf [Миропорядок в 2050 году: продолжится ли изменение в расстановке сил в мировой экономике? Консалтинговая компания “Прайсвотерхаускупер”. 2015.]
  94. Vertueuses, les multinationales? Le business de l’aide au développement. Une part croissante de l’aide au développement serait-elle détournée au profit de grandes multinationales du secteur agroalimentaire? Une enquete stupéfiante menée dans trois pays africains. Arte. 09.05. http://www.arte.tv/fr/videos/059525-000-A/vertueuses-les-multinationales [Являются ли многонациональные компании такими уж честными? Арте. 09.05.2017]
  95. Wheatley J. 2018. EM bonds resilient as investors are well rewarded for risks. Markets Insight. Financial Times. 02.11. P. 22. [Утли Дж. Бонды развивающихся стран устойчивы, поскольку инвесторы получают хорошую компенсацию за риски. Анализ рынков. Файнэншл Таймс. 02.11.2018. С. 22.]
  96. Wolf M. 2016. China’s future challenge for the world economy. Financial Times. 29.03. [Вольф М. 2016. Китай бросит вызов мировой экономике. Файнэншл Таймс. 29.03.2016.]
  97. Yeo M. 2017. Tech transfer: Korea, China score big in exports. Defense News.07. https://www.defensenews.com/top-100/2017/07/24/tech-transfer-korea-china-score-big-in-exports/ [Йо М. Корея и Китай повышают долю в экспорте. Новости обороны. 23.07.2017.]

© Марк ЭНТИН, профессор МГИМО, профессор-исследователь БФУ им. И.Канта,

Екатерина ЭНТИНА, доцент НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института Европы РАН,

Екатерина ТОРКУНОВА, доцент МГИМО

[1] Которые видят свою задачу в основном в том, чтобы объяснить причины и последствия явления, дать его хронологию и встроить в общеисторический контекст, наряду со всеми другими.

[2] А понятие «третий мир» утратило релевантность в глазах современных историков и политологов, поскольку, по их мнению, имело смысл только во времена «холодной войны».

[3] Хотя и первое Международное десятилетие за искоренение колониализма, провозглашенное Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, и Второе, окончание которого совпало с 15-й годовщиной принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, и Третье, продолжающееся сейчас и охватывающее период по 2020-й год, полностью концентрируются на вопросах именно формальной независимости [Глобальные вопросы повестки дня: Деколонизация. Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. http://www.un.org/ru/sections/issues-depth/decolonization/index.html].

[4] Вопреки традиционной констатации чуть ли не всех авторов, пишущих о деколонизации, будто бы она закончилась, и бывшие колонии превратились в самостоятельных игроков на международной арене и объект соперничества супердержав. Вот стандартный образчик: «Завершающим аккордом деколонизации явилось освобождение от колониальной зависимости народов Тропической Африки… Возникновение около сотни новых государств на прежней колониальной периферии имеет огромное историческое значение. Эти государства стали важным фактором в мировой политике».

[5] Как пишет, например, Дэвид Гиббс, «в интересах американского бизнеса» политика США «состояла в том, чтобы покончить с колониализмом и открыть районы, отстающие в развитии, для своих экспортеров».

[6] Соответственно во времена Советского Союза концептуально их опыт осмысливался под углом зрения исторической перспективы.

[7] В постсоветский – как, скорее, один из феноменов прошлого.

[8] Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами». Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/195/59/IMG/NR019559.pdf?OpenElement

[9] Хотя отголоски тех времен, событий и представлений можно увидеть и в самых новейших механизмах конкуренции на мировом энергетическом рынке, также связанных с усилением государственного контроля за энергетическими ресурсами со стороны развивающихся стран.

[10] В современной аналитике обусловленность постоянно эволюционирующей экономической стратегии развитого мира политическими императивами признается абсолютной данностью, которая настолько очевидна, что уже не требует доказательств. В подтверждение этого можно привести огромное количество свидетельств. Ограничимся лишь одной цитатой, взятой из многочисленных публикаций Фонда Карнеги за международный мир: «Мощная динамика развития «зеленой» экономики в целом и ее сегмента – альтернативной энергетики – определяется рядом факторов, в первую очередь сохранением приоритета обеспечения энергетической безопасности стран-импортеров ископаемого топлива, являющихся лидерами мировой экономики».

[11] Это факт, вне зависимости от того, насколько настороженные, негативные и алармистские оценки ему даются в западной экономической и политологической литературе, включая спекулятивные публикации о Китае как источнике будущего глобального финансового и экономического кризиса.

[12] Согласно самым авторитетным прогнозам, это тенденция не только вчерашнего и сегодняшнего дня, но и на годы и десятилетия вперёд.

[13] По официальной статистике международных финансовых организаций в 2016 году Китай обеспечил под 40% роста всей мировой экономики.

[14] Как представляется, они вполне могут стать несущими опорами трансрегионального и глобального миропорядка, которые не только формально, но и на практике будут верны целям и принципам Устава ООН. Вместе с тем, и им, конечно же, придется находить ответ на общий вызов, с которым сталкиваются все международные публичные организации – серьезного падения эффективности их деятельности.

[15] Как акцентирует, в частности, один из ведущих российских экспертов С.А. Караганов, «ключевую роль в ослаблении стремления большей части российских элит к Европе сыграла жадная и безрассудная неовеймарская политика экспансии западных союзов на территории, которые в России считали жизненно важными с точки зрения обеспечения ее безопасности, за которые народы Российской империи и СССР положили многие миллионы жизней. Эта политика привела к провалу проекта создания устойчивой системы европейской безопасности, общеевропейского дома, союза Европы».

[16] Жестко настаивая, в том числе на неукоснительном соблюдении ими основополагающих требований Устава ООН о невмешательстве во внутренние дела других стран, суверенном равенстве государств и неприменении силы и угрозы силой.

[17] Во всяком случае стремятся позиционировать себя таким образом.

[18]Как подтверждают, в частности, исследования, проводимые по линии Евразийской экономической комиссии.

[19] О чем, например, есовцы, в простоте душевной, сами же обстоятельно рассказывают.

[20]«Экспроприация местных производителей, распространение коррупции, разграбление природных ресурсов» – вот, как, кроме того, описывают реальные последствия политики развитого мира в развивающихся странах те авторы и издания, которым чужда ее апологетика [Vertueuses  2017].

[21] Лидерами в осуществлении которых выступают зачастую, прежде всего, Китай, Индия, Южная Корея.

[22] В чем Россия является признанным мировым лидером.

[23] С использованием прорывных ядерных технологий, разрабатываемых компаниями системы Росатома.

[24] О чем еще недавно в российском экспертном сообществе велись ожесточенные споры.

[25] Как для удовлетворения внутренних нужд, так и для продвижения на рынки третьих стран.

[26] О чем с большой озабоченностью пишут, кстати, прежде всего, американские эксперты, специализирующиеся на отслеживании инвестиционной привлекательности США и вложений в американские активы.

[27] Параллельно с усилиями по ее реформированию и демократизации.

[28] В сочетании с многочисленными внутренними кризисами, переживаемыми ЕС, США и Японией – в качестве крушения либерального мироустройства.

[29] Данная тенденция и все остальные, анализируемые ниже, в качестве системного явления исследуются авторами впервые. В то же время, по отдельности они рассматриваются ими в целой серии публикаций, в том числе, фундаментального характера.

[30] Все нюансы этой кампании авторы воочию наблюдали, работая в 2012-2016 годах во главе посольства Российской Федерации в Люксембурге, и постарались максимально достоверно изложить в подготовленной ими за это время двухтомной монографии.

[31] Причем информационную войну, если бы речь не шла об устоявшемся понятии, правильнее было бы назвать дезинформационной войной. Фактически она вредит международному сотрудничеству и ведет к росту напряженности в международных отношениях больше, чем что-либо другое, загоняя практическую политику и общественное мнение в порочный круг, из которого всё сложнее выбраться.

[32] Не стесняясь, о практике использования террористических организаций в самых разных уголках планеты в качестве инструмента внешней политики, писали и продолжают писать самые респектабельные западные периодические издания и телеканалы, заявлять действующие политики.

[33] Пусть и в среднесрочной или какой-то иной перспективе.

[34] Прекрасным образчиком чего может служить ежегодное послание Председателя Европейской Комиссии 2016 г. и подкрепляющие его документы.

[35] В отношениях России с Западом в целом и в первую очередь с ЕС.

№1-2(137), 2019
Записи рубрики "Обращение главного редактора"