Главная > Дневник событий > В фокусе > Эрдоган мирится с Нетаньяху и Путиным

Эрдоган мирится с Нетаньяху и Путиным

Erdogan
image_pdfimage_print

Анкара просит прощения у Москвы

После шестилетней размолвки Анкара и Тель-Авив обнаружили в себе достаточно психологической зрелости и гибкости стратегического мышления, чтобы залатать порванную почти в клочья ткань двусторонних отношений и выйти на столбовую дорогу содержательного сотрудничества. 27 июня они объявили о восстановлении в полном объеме дипломатических отношений и расконсервации посольств.

В одном ряду с этим прорывом к здравомыслию стоит и послание президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана российскому коллеге Владимиру Путину с выражением соболезнования в связи с гибелью пилота Су-24, сбитого турецкими истребителями 24 ноября 2015 года. После недавней реплики Эрдогана – мол, он не знает, за что извиняться, – это поворот на 180 градусов.

После умышленного убийства нашего летчика, что было квалифицировано в Кремле как «удар в спину» от формального союзника в борьбе с ИГИЛ (см. «Турция: синдром Эрдогана в паре с имперским перенапряжением», №7-8(101), 2015), последовало примерное наказание. Обесточивание политического диалога. Отказ от закупок сельхозпродукции. Выведение за скобки проводимых тендеров турецких строительных компаний в России, хотя проекты в стадии реализации не были заморожены. Поверх всего, директивное перекрытие туристического потока на курорты Турции, успевшей за последние годы заслужить репутацию, заметим, небезосновательно, «всероссийской здравницы».

По последним прогнозам, туристическая отрасль Турции, формирующая 6% ВВП, недосчитается в этом году 15 миллиардов долларов, причем 1300 отелей уже выставлены на продажу, а число компаний в состоянии пред-банкротства все множится. Едва ли нее главный источник бедственного положения – отсутствие россиян, лояльных и, главное, щедрых клиентов.

Не менее пагубным для Турции стал разрыв партнерства с Израилем, построенного не только на закупках высокотехнологичного оружия и совместных военных маневрах, но и на широком спектре сотрудничества.

Разрыв их отношений, напомним, случился после того, как в ночь на 31 мая 2010 года израильский спецназ высадился на борту группы судов, называвших себя «Флотилия мира», которые везли гуманитарный груз палестинцам в сектор Газа. Эта часть непризнанной Палестины была подвергнута Тель-Авивом морской блокаде по причине террористических вылазок и обстрелов территории Израиля боевиками движения ХАМАС. В ходе высадки коммандос на судне «Мави Мармара» 30 человек получили ранения и девять погибли, восемь из них были гражданами Турции.

Позднее Комиссия ООН провела расследование и пришла к сбалансированному выводу. С одной стороны, израильский спецназ был вынужден применить силу в целях самозащиты, поскольку встретил «организованное и вооруженное сопротивление со стороны группы пассажиров». С другой – насильственные действия коммандос были «чрезмерными и необоснованными», а их дальнейшее обращение с пассажирами были названо «оскорбительным».

После инцидента Анкара сочла себя униженной и оскорбленной, повысив ставки в этой крупной региональной игре, отозвав своего посла из Тель-Авива. Игра эта строилась на расчете снискать признательность у «арабской улицы», чтобы позиционировать Турцию как регионального лидера и собирателя нео-оттоманской империи нового образца.

В тот момент премьер-министр Эрдоган (см. «Султанизация Эрдогана», №12(105), 2015) питал иллюзии, что начавшаяся перестройка под названием «Арабская весна», обернувшаяся на деле катастройкой, изменит всю геополитическую геометрию на Ближнем Востоке, поставив во главе пирамиды идеологию прагматичного ислама и Турцию как его наиболее последовательного проповедника. Не удалось.

Однако, кровь пролилась, что на Востоке, будь то Ближний или Дальний, обязывает к воздаянию, а потому замириться было сложно. Анкара выдвинула три условия для нормализации отношений: 1) публичные извинения израильского руководства за действия спецназа, 2) денежная компенсация семьям погибших, 3) снятие блокады с сектора Газа.

Первые два пункта удалось выполнить легко. Тель-Авив еще в 2013 году принес публичные извинения, и только резкое обострение конфликта вокруг сектора Газа в следующем году не позволило воспользоваться этим шансом. Сейчас создан фонд материальной компенсации родственникам погибших турок в размере 18 миллионов евро. И найден компромисс, пусть и паллиативный, по грузам гуманитарного характера для палестинцев в Газе: турецкие благотворительные организации могут доставлять их через израильский порт Ашдод.

Как выразился президент Эрдоган, «палестинцы, Израиль и мы многое выиграем от процесса нормализации отношений».

Возникает сильное подозрение, что Реджеп Тайип Эрдоган, осознав всю степень неприятия Евросоюзом в целом и особенно отдельными странами-членов этого сообщества как его самого, так и его политики, сделал выбор. По аналогии с одним из лозунгов киевского майдана, это можно назвать «евразийским выбором». Эрдоган развернулся к соседям, Израилю и России, чье благожелательное отношение он профукал и оценил только, когда все это пошло прахом.

Похоже, что оба разворота в Евразию политик, которого в США и в Европе на все лады обвиняют в авторитаризме (см. «Президент Эрдоган: новый де Голль или Наполеон?», №10(92), 2014), совершил молниеносно и продуманно. В послании В.Путину содержится заверение Эрдогана, что у Анкары «никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации». Далее. Правительство Турции готово на любые шаги «для облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба» семье погибшего пилота Су-24. Наконец, турецкий лидер называет в письме Россию «другом и стратегическим партнером».

В случае с Россией, видимо, на вылепливание новой взамен разбитый чашки уйдет больше времени, чем на склеивание сосуда на пару с Израилем. Предательский «удар в спину» был нанесен в момент, когда Москва закрывала глаза на двурушничество Анкары, пестовавшей своих головорезов из ИГИЛ, от которых окормлялась ворованной (захваченной силой) нефтью (см. «Турция не отказывается от членства в ЕС», №12(94), 2014), и других анти-асадовских боевиков.

Такое простить трудно. Не забудется и смерть нашего пилота СУ-24. Однако, если судить с позиции прагматичного, а подчас циничного геополитического расчета, – простить придется. Нас с Турцией разъединяют и одновременно объединяют 10 войн на протяжении столетий. Это дорогого стоит. Основательный фундамент как для взаимной подозрительности, так и – пусть это прозвучит парадоксально – для крепкого партнерства.

Владимир МИХЕЕВ

№6(111), 2016