Главная > Дневник событий > В фокусе > СДПГ: черная полоса продолжается

СДПГ: черная полоса продолжается

n1
image_pdfimage_print

Да, это был настоящий разгром. Второй раз за считанные недели христианским демократам, ведомым Ангелой Меркель, удалось на земельных выборах сместить с поста премьер-министра от социал-демократической партии. Да ещё где! В земле Северный Рейн – Вестфалия, всегдашнем оплоте социал-демократии. Более болезненное поражение на фоне неуклонно приближающихся выборов в бундестаг просто невозможно придумать.

А уж если добавить к этому, что результат в 31,2%, показанный местной организацией СДПГ, был самым худшим с 1947 года, то масштабы разгрома станут очевидны. Немудрено, что Ханнелоре Крафт (горькая ирония судьбы: её фамилия переводится на русский как «мощь, сила») на следующий день покинула пост руководителя земельной парторганизации.

Коалиция социал-демократов и «зелёных», правившая на берегах Рейна с 2012 года, потеряла большинство, на первое место вышли христианские демократы, получившие поддержку 33% избирателей. Отлично финишировали либералы: Свободная демократическая партия набрала 12,6%, придя третьей. На четвёртом месте – Альтернатива для Германии с результатом 7,4%, впервые вошедшая в рейнский парламент. Пятыми пришли «зелёные», которые, взяв 6,4%, все-таки протиснулись в новый состав ландтага. Все прочие – Левые, пираты и так далее – остались за бортом местного храма представительной власти.

Стоит сравнить нынешние результаты с теми, которые были показаны на прошлых выборах. У христианских демократов большой плюс в 6,7 процентных пункта. Их основные соперники – социал-демократы – провалились почти на 8 п.п., точнее – на 7,9. СвДП прибавила 4 п.п., о чём стоит упомянуть особо (см. «Германия: скажите спасибо Линднеру» №4-5(120), 2017). Рекордный для себя взлёт на 7,4 п.п. продемонстрировали «альтернативщики» (см. «Германия: удалось ли переломить тенденцию?» №4-5(120), 2017). «Зелёные» потеряли 4,9 п.п., что при нынешнем состоянии дел в этой партии немудрено (см. «Тоска зелёная…» №4-5(120), 2017). Левые старались изо всех сил, прирастили свою поддержку на 2,4 п.п., но все-таки не смогли войти в парламент: не хватило одной десятой процента.

Места в ландтаге теперь распределятся следующим образом: ХДС – 72 места; СДПГ – 69; СвДП – 28; Альтернатива для Германии – 16; «зелёные» – 14 мест.

Какие же по итогам этих выборов могут быть варианты правящей коалиции? Прежде всего, стоит отметить следующее: практически при любых вариантах пост премьер-министра достанется христианскому демократу Армину Лашету. Несмотря на то, что ХДС и СвДП вместе набрали только 45,6%, что явно не большинство, по сумме мест в ландтаге, где общее число депутатов равно 199, они могут сформировать устойчивую коалицию – 72+28=100. Она и представляется наиболее вероятной, тем более, что с 2005 по 2010 год «черно-жёлтые» в Северном Рейне – Вестфалии уже стояли у кормила власти.

Ещё один парадокс германских избирательных норм: если бы Левые всё же пробились в ландтаг, то «чёрно-жёлтая» коалиция не состоялась бы. Левым в соответствии с законом выделили бы 10 мест, и ХДС с СвДП большинства набрать уже не удалось бы.

«Большая коалиция», как ей и следует быть, это самый устойчивый вариант. ХДС и СДПГ вместе набрали под 65% голосов и в ландтаге занимают 72+69 = 141 место. Одна беда: такая коалиция на Рейне никогда не правила. Да и для осенних перспектив социал-демократов это значило бы заранее согласиться на подчинённую роль в предвыборной схватке. Однако теоретически такой вариант всё же возможен.

Как, впрочем, возможен и вариант коалиции, не располагающей большинством голосов. Состоять она может из СДПГ и СвДП, набравших вместе 43,8% голосов. Правда, мест в ландтаге у них насчитывается всего 69+28=97. Зато есть изрядный опыт сотрудничества: социально-либеральная коалиция «рулила» на Рейне аж три срока подряд – с 1966 по 1980 год.

Собственно, «красно-зелёная» коалиция, хотя она и располагает в ландтаге всего лишь 69+14=83 местами, в теории не исключена. Есть даже такие прецеденты: с 2010 по 2012 год на Рейне вело дела именно такое правительство меньшинства. Правда, надо отметить, что тогда в ландтаге был 181 депутат и «красно-зелёные» имели в своём распоряжении 90 мест – до большинства не хватало только одного. Сейчас до таких результатов им далеко…

Теперь несколько слов о вариантах, которые исключены полностью. Первая из них – «светофорная» коалиция. Голосов и мест в парламенте для «красно-жёлто-зелёного» варианта вроде бы довольно – 50,2% и 69+28+14=111. Правда, на Рейне такого прежде никогда не бывало, это раз, а во-вторых СвДП на съезде земельной организации, проходившем в начале апреля, однозначно отказалась от такой возможности.

Крайне маловероятна и «ямайская» коалиция. У «чёрно-жёлто- зелёных» мест в парламенте даже больше, чем у «светофора» – 72+28+14=114. Вот только зачем первым двум партиям «зелёные», когда они прекрасно поделят власть и без них?

Несколько слов об активности избирателей. Участие в выборах было неожиданно активным – во всяком случае, в сравнении с предположениями социологов: оно составило 65,2%. Нежелание воспользоваться своим конституционным правом эксперты предпочитают объяснять не разочарованием в действенности демократических процедур или равнодушием к исходу выборов, а причинами политического свойства – раздражением, которое вызывают действующие политики или недовольством программами партий.

Давайте присмотримся внимательнее к итогам выборов с этой точки зрения. Всего в Северном Рейне – Вестфалии живёт 17,9 миллиона человек. Правом голоса обладают 13,2 миллиона. Динамика интереса к выборам, в общем-то, ничем не отличается от того, что можно наблюдать в других федеративных землях Германии. Максимум участия был продемонстрирован в 1975 году – 86,1% избирателей пришли к урнам. С 1975 по 2000 год наблюдался устойчивый спад – до минимума в 2000 году, составившего 56,7%.

В 2016 году выборы проходили в пяти землях ФРГ, и тут-то и был отмечен неожиданный подъём. Эксперты честно признают, что это заслуга Альтернативы для Германии, сумевшей мобилизовать протестный электорат, то есть людей, прежде не голосовавших. Так что рейнский итог вполне вписывается в общую тенденцию.

А как же результаты СДПГ? Означают ли они, что «эффект Шульца» полностью исчерпал себя, и для христианских демократов игра уже сделана: в сентябре их ждёт победа? Я бы присоединился к мнению эксперта этой партии по внутренней политике Вольфганга Босбаха, который предостерёг своих однопартийцев от шапкозакидательских настроений: «Мы выиграли земельные выборы – не больше и не меньше. Это вовсе не предвестник победы на выборах в бундестаг».

Конечно, разумный командир не будет расхолаживать личный состав триумфальными настроениями накануне решающих боёв. Но сейчас ветер явно дует в паруса христианских демократов, а от активистов СДПГ потребуются поистине титанические усилия, чтобы переломить ход кампании в свою пользу. Сумеют ли они делом доказать основательность своих претензий на власть?

Андрей ГОРЮХИН

№4-5(120), 2017