Главная > Финансы & банки > Экономика > «Тройка» сулит грекам беспросветное будущее

«Тройка» сулит грекам беспросветное будущее

16
image_pdfimage_print

И без того дистрофические надежды правительства Алексиса Ципраса на то, что Кристина Лагард, глава Международного валютного фонда (МВФ), будет последовательна и продолжит настаивать на реструктуризации неподъемного внешнего долга Греции, не оправдались (см. «Греция: МВФ не верит в возврат долга», №9(113), 2016).

Февральские переговоры в Берлине с бундесканцлерин Ангелой Меркель увенчались всего лишь ироничным приговором, что, мол, греческий долг не нуждается в «стрижке», а вот от Афин ждут «существенного прогресса» на пути реформ.

Правда, два дня спустя официальный представитель МВФ Джерри Райс внёс сумятицу в умы, объявив, что фонд готов и дальше выдавать кредиты Греции, но только после того, как заинтересованные стороны договорятся о реструктуризации долга. Райс отказался отвечать на вопрос журналиста, когда предполагается найти компромисс по этой ключевой проблеме. При этом он использовал загадочную формулировку: этот вопрос должен «эволюционировать сам по себе».

Логично предположить, что на переговорах в Берлине немцы в очередной раз сказали «Найн!», тем самым подтвердив, что намерены взыскать с греков всё до последнего цента или уже не существующей драхмы. Германские элиты, похоже, вполне уютно чувствуют себя в роли могильщиков Греции. По их наущению Евросоюз продолжает выдвигать условие для получения третьей порции кредита: начиная с 2018 года на протяжении следующих десяти лет профицит греческого бюджета должен составлять 3,5%. Вопрос на засыпку: как можно добиться такого результата, о котором могут только мечтать абсолютное большинство стран в мире, в Греции, где безработица составляет 23%?

В Афинах официальный представитель правительства Димитрис Цанакопулос призвал министерство финансов Германии (!) «быть благоразумным» и не требовать профицита в три с половиной процента.

Боле того, МВФ, Европейский Центробанк и Евросоюз, известные как «тройка» кредиторов, настаивают, чтобы Афины навели порядок в сборе налогов. Действительно, сегодня до половины представителей среднего класса не платят подоходный налог, но это объясняется потерей рабочего места, радикальным снижением заработка, необходимостью кормить семью и поддерживать родственников (см. «Греция: рука об руку», №4(65), 2012).

Также нереалистично требование «тройки» ещё больше урезать пенсии. Их уже сократили в 2010 году, и сегодня 43% пенсионеров живут на 660 евро в месяц – сравните с 2000 евро, которые в среднем получают их коллеги, достигнув возраста 65 лет, в странах еврозоны. Более того, в этом традиционалистском обществе семья – воистину ячейка выживания, и старшее поколение зачастую на свою пенсию содержит детей и внуков, не имеющих работы…

«Все, что мы сейчас наблюдаем, ничего более, чем пропагандистская война, – считает Димитрис Циодрас, представляющий центристскую партию Потами. – Единственное, чего удалось в действительности добиться, так это возвращения тройки». Каким образом премьер-министр Ципрас сможет убедить сограждан, что страна идёт по верному пути и впереди её ожидает светлое будущее, непонятно.

Министр цифровой политики Никос Паппас, ближайший сподвижник премьера (см. «Алексис Ципрас как зеркало европейской революции» , №7-8(101), 2015), недавно заявил, что Греция выполнила все требования «тройки» – и на этом поставит точку. Понять разочарование греков легко: семь лет натужного и болезненного затягивания поясов не переломили ситуацию. Статистика за последние три месяца 2016 года обнаружила падение ВВП на 0,4%, что исключает повышательный тренд, якобы проявившийся в подъеме на 0,9%, в предыдущие три месяца. Экономика Эллады по-прежнему в штопоре.

Поскольку «тройка» не отменила прежний курс лечения греческой болезни, то её будут и дальше загонять вглубь. Греция, пользуясь тютчевским определением, край – «долготерпенья». Но ведь и оно не вечно…

Вадим ВИХРОВ

№2(118), 2017