Главная > Дневник событий > В фокусе > Греция: рука об руку,

Греция: рука об руку,

image_pdfimage_print

или Пример человеческой солидарности

Вопрос: что остается делать жителям Эллады, когда каждый пятый не имеет работы, зарплаты нередко урезаны на треть, да и то выплачиваются нерегулярно? Когда каждый одиннадцатый житель столичного мегаполиса живет за счет бесплатных суповых кухонь, а половина наиболее востребованного ассортимента лекарств в аптеках либо отсутствует, либо в хроническом дефиците? При этом следствием продолжающихся уже пятый год социально-экономических неурядиц, начавшихся с ипотечного кредитного кризиса в США, стало глубочайшее разочарование граждан, чьи предки придумали демократию, политиками и политикой в целом.

Ответ на вопрос «что делать, если ты грек в сегодняшней Греции?» родился спонтанно, из присущего любой нации инстинкта самосохранения: самоорганизовываться, проявлять высшую степень человеческой солидарности, выживать сообща, «всем миром», а не поодиночке.

В Салониках, втором крупнейшем городе, возник почин. Инициатива выросла снизу в феврале и быстро стала популярной. Пример: покупатели приобретают у фермера Апостолоса Касаписа картофель, оптом, килограммов по 25, для себя и, по обыкновению, соседей, и платят всего по 25 евроцентов, а не по 60-70, как в супермаркете. Довольны все – и клиенты, и Касапис, получающий деньги наличными, притом сразу на месте, а потому не вынужденный ждать до года, пока от посредника-перекупщика поступит чек.

Схема, при которой посредник удаляется из цепочки, была доработана профессором местного университета Кристосом Каменидесом. Схема действует. Опробовав на картошке, опыт распространяют и на другие продуктовые товары: рис, муку, лук, оливки, пасхальную ягнятину. Как разузнал Джон Хенли из английской «Гардиан», организующим звеном стали местные муниципалитеты, которые собирают заявки, передают фермерам, а те затем приезжают на оговоренные торговые точки на своих грузовичках. Еще раз стоит подчеркнуть: никто не пытается нажиться, наценка – минимальная. Подмечено, что в эти базарные дни супермаркеты резко скидывают цены, чтобы завлечь посетителей.

Взаимовыгодные союзы производителей и покупателей окрестили «объединенными кооперативами», и над усовершенствованием этой схемы работает профессор Каменидес. Не исключено, что эта экономическая модель получит признание и будет в какой-то форме институализирована.

Одновременно появились и другие способы снизить затраты. Возникла из ниоткуда альтернативная валюта, называемая TEM, в которой ведут расчеты между собой участники добровольных альянсов. Их уже больше 15, рассказывает Мариа Чупис, основательница одного из таких объединений, члены которого ведут расчеты в условных единицах, притом онлайн. «Гардиан» приводит пример электрика Теодороса Мавридиса, приобретшего таким способом продуктовую корзину для пропитания своей семьи; в нее вошли фрукты, оливковое масло, яйца, джем, мыло и даже бутылка местного крепкого «ципуру». Мавридис не потратил ни единого евро (при этом остается под большим вопросом тема уплаты налогов).

Греки сделали ставку на взаимовыручку и взаимопомощь, и проявления этого объединительного порыва («на всех и беда одна») можно найти повсюду. В городе Патрасе рестораторы и владельцы кафе собирают неиспользованный за день хлеб и раздают нелегальным иммигрантам. Родительские комитеты вместе с учителями собирают продуктовые пакеты для наиболее нуждающихся. Прихожанки одной православной церкви, причем попарно, регулярно навещают самые обездоленные семьи: посидят, попьют чаю, поболтают о разном, потом уходят, оставив незаметно пакеты с собранной едой (чтобы не обидеть подношением хозяев).

Опять же в Салониках в новом сезоне театральные билеты можно будет покупать за еду, которую затем 300 членов труппы – артисты, гримеры, электрики, слесари, рабочие сцены, работающие бесплатно, отнесут в благотворительные общества. «Пару жестяных банок с супом или пакет с макаронами взамен билета, – объясняет замдиректора по художественной части Джианнис Ригас. – И это также способ вернуть театр тем, кому он принадлежит, – общественности».

В декабре возникла и организация Tutorpool, собравшая вместе преподавателей, занимающихся индивидуальными занятиями как тьюторы для старшеклассников, готовящихся поступать в вузы. Так здесь принято: абитуриентов дотягивают до требований высшей школы. Но в условиях кризиса многие утратили покупательную способность и не могут позволить себе платить репетиторам. На помощь пришли подвижники числом более 500, понимающих, что необходимо натаскивать будущих студентов, чтобы не распалась связь времен и не образовался вакуум образованных людей.

Не остались в стороне и люди самой гуманной профессии, врачи и медсестры. Более 80 из них взялись бесплатно обслуживать нуждающихся в общественном медицинском центре, открывшемся в прошлом году для нелегальных иммигрантов, лишенных доступа к здравоохранению. Однако, большинство посетителей (70%) оказались греки, которые в условиях кризиса не могут купить страховой полис на случай проблем со здоровьем.

«Если у вас нет доходов, то вы не можете себе позволить медицинское обслуживание, – констатирует Софи Георгиаду, врач-дантист, которая один раз в две недели бесплатно лечит больных. – Я никогда не думала, что мне придется оказаться в таком положении здесь, в Греции».

Однако подвижнический труд – не панацея. Как признается Корина Хацзиниколау, психолог из афинского Института детского здоровья, отсутствие государственных дотаций поставило ее НИИ на грань выживания. Хотя ее зарплату сократили на треть, и она была вынуждена отказаться от собственной квартиры и вместе с двумя своими детьми перебраться жить к маме, Корина волнуется больше за судьбу института: «Есть пределы тому, что могут сделать простые граждане». По ее мнению, они стали свидетелями того, как «в Греции рушится социальное государство».

Но есть и повод для оптимизма, как написала на одном из интернет-форумов гречанка под ником Нирема: «Все последние три раза, когда я посещала Афины, в одном не самом престижном из театров зал был заполнен зрителями. А в книжных магазинах в центре города толклись читатели… То, что люди идут в театр и читают книги, чтобы придать смысл своей жизни и исправить то, что нужно исправить – все это дает мне надежду».

Нельзя не добавить: надежда в то, что Греция сумеет преодолеть нынешнее лихолетье, прочно покоится на приведенных выше примерах общечеловеческой солидарности. Они служат ясной и грозной антитезой заповеди хищных 1980-90-х годов «Жадность – это хорошо». Греки снова преподают нам урок правильного мировосприятия и добродеяния, столь необходимый всем и в горе и в радости.

Владимир МИХЕЕВ

№4(65), 2012

№4(65), 2012