Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Германия: народ разлюбил «народные партии»

Германия: народ разлюбил «народные партии»

tenden-komment--German
image_pdfimage_print

На всякий случай напомним: «народными партиями» в Германии называют две самые крупные политические силы страны – блок ХДС/ХСС и Социал-демократическую партию Германии. Это пока вполне отражает их электоральную поддержку.

Почему пока? Да все дело в том, что Христианско-демократический союз, партия Ангелы Меркель, сам по себе в опросах населения не набирает и 30% сторонников. И, как признают социологи, тенденция понижательная. Младший партнёр по блоку – баварский Христианский социальный союз – тоже несёт потери, хотя и не такие серьёзные, но достаточные, чтобы его лидер Хорст Зеехофер грозил бросить заигравшийся ХСС на произвол судьбы. Дескать, своя рубашка ближе к телу.

Вкупе с социал-демократами, входящими в правящую в Берлине «большую коалицию», ХДС/ХСС пока может держаться у власти, но основания для того, чтобы считаться в этой компании старшим партнёром, у неё весьма зыбкие. Всё серьёзное преимущество, завоёванное по итогам предыдущих выборов, христианские демократы под чутким руководством фрау Меркель растратили и при этом довольно бездарно.

Нет, не то чтобы им совсем нечем было похвастать. Беда в том, что на фоне очевидных провалов эти успехи просто никому не интересны. Уж больно грустно выглядит сейчас ХДС. Настолько, что раздаются громкие призывы всерьёз задуматься о его будущем, что равнозначно приглашению фрау Меркель – довольно недавно слывшей совершенно неприкасаемой! – на выход с вещами.

Дело в том, что в Германии сейчас всех занимает один вопрос: что будет дальше с беженцами? Первый импульс главы германского правительства – давайте все к нам, родненькие, мы вас накормим и обогреем – может быть по-человечески, и объясним, и даже кому-то симпатичен, хотя ответственным и дальновидным он не выглядел никогда. Последующие предложения – обдумать все всерьёз, осмыслить нужные подходы, чтобы затем уже начать действовать – уже не лишены благоразумия, но где же он, этот детально продуманный план? Неужели он заключается всего лишь в том, что «Турция нам поможет»? Да, нашли топор под лавкой (см. «Евросоюз-Турция: что стало ахиллесовой пятой», №4(109), 2016).

Эрдоган в роли спасителя Европы? Это и есть плод долгих и ответственных размышлений? В этом вся мудрость и политический реализм? Что и говорить: богатая дебютная идея.

Зачем теперь удивляться, когда совсем другие политики и другие государства взялись по-своему решать возникшую проблему. Они без колебаний пошли на то, чего госпожа Меркель всеми силами стремилась избежать – закрыли границы Европы. Снижение числа беженцев и опущенные шлагбаумы помогли им набрать очки. Реакция Меркель была такой, словно этого и не произошло. Кстати, именно это, похоже, больше всего и раздражает её старого партнёра Зеехофера: почтенная дама ведёт себя так, словно существует вне повседневной реальности. Попробуйте тут не взбеситься!

А что же фрау канцлерин? О, она не опускается до мелочных объяснений, не сообщает своих оценок происходящего, не намечает перспектив. И этого всё больше не понимают ни её коллеги по партии, точнее по партиям, ведь ХДС/ХСС пока двуедина, ни сограждане.

Вообще, это её всегдашняя привычка – молчать до последнего, не стремясь обнародовать своё мнение раньше времени. Расчёт делается на то, что всё равно пойдут за ней, по привычке считая это оптимальным. Когда твой авторитет непререкаем, такое может сойти с рук, но стоит только колоссу зашататься – греха не оберёшься. Что и происходит: потенциальные избиратели отворачиваются и от Меркель как от канцлера, и от ХДС как представителя их интересов.

Да на Меркель-то свет клином не сошёлся, незаменимых в политике не бывает. Но вот серьезные потери ХДС в грядущем избирательном марафоне – это её однопартийцев заботит не на шутку. Просто потому, что грозит десяткам депутатов потерей мест в бундестаге, с чем они смириться совершенно не готовы. А у ХДС дела сейчас так плохи, что и не упомнишь, когда такое случалось. И госпожи Меркель, «самой влиятельной женщины мира», уже недостаточно, чтобы привлечь голоса немцев. Возможно, многим это покажется печальным, но это так.

Совсем скверная ситуация складывается и у партнеров ХДС/ХСС по «большой коалиции» – социал-демократов. Там уже начались дебаты на тему о том, подходит ли Зигмар Габриэль на пост лидера партии и кандидата на место главы правительства. Сам он прекрасно держит удар и заявляет, что при нынешнем положении в СДПГ в таких обсуждениях нет ничего экстраординарного. Но ведь все люди взрослые и все прекрасно понимают: когда крыша загорится, избу тушить поздно.

Обсуждение идёт на все уровнях – в парламентской фракции, между социал-демократическими главами земельных правительств, в тесном кругу партийных бонз. И это не просто очередная грызня за власть или соперничество различных внутрипартийных фракций: на этот театр никто не стал бы обращать пристального внимания.

Речь идет о большем – о существовании самой партии в качестве «народной». Старейшая политическая сила Германии дошла до унизительного положения, при котором, по опросам населения, на федеральном уровне её готовы поддержать менее 20% избирателей! В некоторых землях и регионах, в частности, в Восточной Германии и Баден-Вюртемберге, ей угрожает то, что по-немецки называется изящным словом «ферцвергунг», а на русский может быть переведено неуклюжим словом «карликовизация», то есть превращение в маргинальную политическую силу.

Вполне резонно, что социал-демократические массы воспринимают эти события как предвестие грядущего избирательного разгрома. И потому еще до начала лета хотят полной ясности – под чьим руководством партия пойдёт на выборы? Будет это все же Зигмар Габриэль, который, почуяв, куда ветер дует, уже всерьез поднажал на левую риторику, чтобы избавиться от имиджа демохристианской пристяжной? Или у руля встанет нынешний гамбургский бургомистр Олаф Шольц? Или всплывёт некто пока неизвестный, но очень перспективный?

Нет, истинно вам скажу: последние времена настали. Во всяком случае, для некоторых германских политиков.

Марина СМИРНОВА

№5(110), 2016