Главная > Дневник событий > В фокусе > Евросоюз отвел Греции роль «черного ящика»

Евросоюз отвел Греции роль «черного ящика»

Greek-weak
image_pdfimage_print

Афинам хотят предписать, а вернее, их хотят приговорить к обязательному и неукоснительному исполнению положений т.н. «дублинской системы», предполагающей, что государства-члены Евросоюза, отказывающие по тем или иными причинам мигрантам из проблемных регионов в предоставлении статуса беженца, имеют право депортировать «отказников» в ту страну сообщества, что стала первой на пути их следования.

В списке требований, которые ЕС предъявил Греции, – улучшение условий содержания тех, кто претендует на статус беженца, расширение штата центров временного пребывания мигрантов, чтобы ускорить рассмотрение каждого личного дела, а также соблюдение права на апелляцию, если первым ответом на прошение было «Охи» («Нет»). Времени отпущено – всего ничего, в марте ЕС планирует провести ревизию, чтобы убедиться в исполнительности греков, первыми принимающих на себя приливную волну беглецов, ищущих спасения от разворошенного пылающего Ближнего Востока.

Насколько реально применение «дублинского» регламента? Опять же, все зависит от того, удастся ли правительству Алексиса Ципраса провести коренную реформу своих миграционных служб. В 2011 году Европейский суд по правам человека назвал условия, в которых содержатся временные мигранты в Греции, «унизительными».

Но! Если сердобольные греки, опутанные сетями внешнего долга, перегруженные безработицей в 25%, поднатужатся и исправно выполнят предписания Европейской Комиссии, а именно – улучшат комфортность содержания тех, кто оказался по большей части без спроса и разрешения, на их территории, то тогда все остальные страны Союза получат моральное право с легкостью сплавлять, то есть депортировать своих мигрантов, которых они сочли нежелательными элементами, именно в Грецию, как страну, послужившую въездными воротами в Европу.

Спрашивается, а что получит взамен обремененная нереструктурированными долгами и массой обязательств по их обслуживанию маленькая и, как выяснилось, беззащитная Греция? Конечно, Еврокомиссия ссылается на существование плана по расселению тех мигрантов, для которых не нашлось веского довода для отправки на историческую родину. Еврочиновники решили еще в прошлом году распределить 160 тысяч новоприбывших по некой квоте, принимая в расчет численность населения. Только система квот не встретила энтузиазма, и на начало февраля число официально принятых на поселение составило… 497 человек.

Это не добавляет уверенности грекам в том, что «завтра будет лучше, чем вчера». Скорее, наоборот. Беглецы из Ирака и Сирии рассматривают Грецию как перевалочный пункт. Однако, по мере того, как на пути их следования в гостеприимную, если верить бундесканцлерин Ангеле Меркель, Германию, вырастают частоколы бюрократических требований и отнюдь не бумажные заборы с витой колючей проволокой поверху, они вынужденно задерживаются на «полустанках».

Под «полустанками» подразумеваются греческие острова в Эгейском море, где несчастные (без всякой иронии) перекати-поле застревают, поскольку не могут вернуться восвояси, домой, где их ждет разруха и риск потерять жизнь, а также потому, что не могут решиться на дальнейший рискованный анабасис, то есть отправиться почти в военный поход на уже не вполне дружественную территорию единоевропейцев.

Брюссель, понимая под этим панъевропейские властные структуры, откровенно давит на Афины. Если в течение трех месяцев не удастся радикально улучшить миграционный режим, то Еврокомиссия грозится прибегнуть в статье 26-й, позволяющей в качестве «чрезвычайной меры» ввести сроком на два года пограничный контроль. Германия и еще пять стран уже воспользовались критической ситуацией и на шесть месяцев ввели проверки на границах (истекает в мае). По сути, если внутри Евросоюза снова встанет на вахту пограничная стража, это прозвучит как погребальный звон по одному из самых значимых, чтимых и востребованных демократических свобод, реализованных с немалым трудом в рамках мегапроекта единой Европы – по свободе передвижения.

Нужно отдать должное грекам: находясь под «гнетом власти роковой», имея в виду Брюссель и «тройку» кредиторов, они повысили эффективность своих миграционных служб. По статистке, если в сентябре 2015 года только 8% незваных ближневосточных гостей, выдавленных из дома разрухой, террором и хаосом, должным образом регистрировались, что предполагает, к примеру, снятие отпечатков пальцев и отправку этих сведений в единую базу данных ЕС, то в январе 2016 года таковых насчитывалось уже 78%. О чем еврокомиссар по внутренним делам и вопросам миграции, грек Димитрис Аврамопулос сообщил с гордостью.

Однако, в этом достижении греческих властей заключен для них и риск стать «достойными» принять к себе десятки, если не сотни тысяч мигрантов, которых вздумают депортировать к ним – согласно «дублинской системе» – другие достойные члены Союза. От Швеции, уже объявившей о высылке 80 тысяч недавних мигрантов (см. «На семь бед – один шведский ответ», №2(107), 2016), до Германии, где в случае смены караула новый лидер сможет легко заработать себе безмерную благодарность сограждан директивным удалением пришлых.

В этом случае сбудется мрачное предостережение премьер-министра Ципраса, попытавшегося убедить Евросоюз не превращать Грецию в «черный ящик» для беженцев. Симптоматично, что ряд отечественных изданий вольно передали смысл высказывания Ципраса, добавили и сгустили краски, остановившись в итоге на некорректном переводе: не «черный ящик», а «концлагерь».

Даже отбросив это явное преувеличение, ситуация пока только ухудшается. По данным Международной организации по миграции, только в минувшем январе из Турции в Грецию перебралось более 45000 беженцев (в среднем по 1730 в день), что заметно контрастирует со статистикой января 2015 года: тогда этот марш-бросок совершили всего 1472 человека. Сомнительно, что удастся сдержать этот напор, несмотря на попытки Евросоюза откупиться от правительства турецкого президента Эрдогана: в ноябре ему пообещали 3 миллиарда евро, формально предназначенные на повышение комфортности временных лагерей для беженцев (см. «Эрдоган пообещал заполонить Европу мигрантами», №2(107), 2016).

Действенность управленческих решений Еврокомиссии пока ничем не апробирована, а поток отчаявшихся людей из разоренных стран не иссякает и даже, напротив, возрастает. На фоне приближающегося цейтнота нельзя исключать, что Греция все более смотрится самым слабым звеном в миграционном режиме и политике ЕС. Поэтому в духе тэтчеровской философии «пусть неудачник плачет» следующие попытки брюссельских топ-менеджеров выйти из миграционного кризиса могут быть предприняты за счет греков. Логика известна: мол, они все равно обречены на прозябание. Чуть больше головной боли, чуть меньше, какая им разница?!

Владимир МИХЕЕВ

№2(107), 2016