Главная > Дневник событий > В фокусе > Выход из ЕС обвалит потолок британской школы

Выход из ЕС обвалит потолок британской школы

Brit-school
image_pdfimage_print

Профессура разбежится. Иностранные студенты не приедут и будут искать альтернативы. Исследователи как создатели «приращенных» знаний выберут иные инкубаторы прорывных открытий. Академической науке будет нанесен непоправимый ущерб. И все это составляет деструктивные последствия возможного выхода Великобритании из Евросоюза, считают руководители ведущих вузов и научных центров, которых опросили журналисты газеты «Гардиан».

«Ничего путного из этого не выйдет». Такой настрой у Майка Голсуорси, исследователя в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. Однофамилец великого писателя прибегает к метафоричному сравнению: «Полагать, что британская наука не почувствует перемен, это то же самое, что отрицать очевидное – Лионель Месси не смог бы стать игроком такого класса, если бы вся звездная команда Барселоны не была бы вокруг него».

Спор с поборниками развода с Евросоюзом продолжается и на академических площадках (см.  «Болонский процесс подозревают в макдонализации высшей школы», №9(47), 2010). Аргументация в пользу частичной «незалежности» строится на том, что деньги на науку и образование найдутся – источником станет сэкономленный ежегодный взнос Британии в казну Евросоюза. Благом станет и то, что впредь не придется, мол, проходить все бюрократические инстанции в Брюсселе для получения субсидий и грантов. А кооперация с научными сообществами возможна и на двусторонней основе, как поступают Норвегия, Израиль и Швейцария.

Лоббисты из ассоциации «Ученые за членство в ЕС» ставят под сомнение оптимистические прогнозы евроскептиков. По их мнению, выход из Союза приведет к свертыванию финансирования, сложностям в поисках и рекрутировании талантливых ученых, к замораживанию партнерских связей.

Сегодня в Соединенном Королевстве, по статистике, в 132 университетах примерно каждый шестой-седьмой (15%) приехал из континентальной Европы. За последний академический год более 2000 научных работников из Британии повышали свою квалификацию в высших учебных заведениях, расположенных за Ла-Маншем по программе «Эразмус» (см. также  «Выживет ли «Эразмус»?», №10(70), 2012). А всего через этот панъевропейский проект в области образования прошло более 200 тысяч британских студентов и 20 тысяч преподавателей (см. также  «Иностранных студентов депортируют за прогулы», №9(69), 2012). В университетах Британии 5% студентов прибыли из стран Евросоюза, что принесло национальной экономике 2,7 миллиарда фунтов стерлингов.

Трудно переоценить ”европейскость” многих островных вузов. Джулия Гудфеллоу, проректор университета в Кенте, создавшего свои ученые центры в Париже, Брюсселе, Афинах и Риме, откровенно заявляет, что ее вуз построен на философии интеграции в Европейский Союз. Она убеждена, что стоит уйти из ЕС, как британские университеты «обеднеют».

Дело не только в получении грантов на конкретные научные исследования. Часть средств поступала по линии Европейского фонда регионального развития, а также через Структурные фонды и фонды сплочения ЕС. В этом году, к примеру, в университет в Сванзее был открыт студенческий городок с центром науки и инноваций: инвестиции в размере 475 миллионов фунтов предоставил Евросоюз. За последние пять лет финансирование британских университетов из казны Евросоюза выросло на 30%, и для некоторых вузов составляет уже 15% их совокупного бюджета.

Еще более весомые аргументы на чашу весов тех, кто не хочет выпростаться из шинели ЕС, приводит Стив Смит, проректор университета в Эксетере. Эксперт в области теории международных отношений, он считает подтвержденной фактами аксиомой, что наилучших результатов добиваются команды исследователей, в которых представлены люди разных национальностей.

Возникает синергетический эффект. Так, в Британии, где проживает всего 0,9% населения планеты, и где расходы на НИОКР составляют 3,2% от ВВП, а число исследователей от общей доли высокообразованных граждан 4,1%, генерирует новые знания и открытия высшего порядка. Почти 16% наиболее цитируемых статей в научных журналах имеют авторство исследователей из Британии. Как отмечает мистер Смит, у Британии этот показатель выше, чем у США.

Проевропейски настроенные ученые не собираются сидеть сложа руки. Майк Голсуорси вместе с единомышленниками (среди них – Том Бландел, президент Научного совета, и Энн Глоувер, бывшая главная научная советница главы Европейской Комиссии) образовал лоббистскую группу «Ученые за членство в ЕС». Ключевой тезис: Евросоюз – это «гигантский резервуар талантов». Только совместными усилиями умных людей различных национальностей можно решать задачи глобального характера. Дело не в деньгах. Дело в человеческом факторе.

Владимир МИХЕЕВ

№11(104), 2015