Главная > Дневник событий > Политика > Англосаксы хотят свалить Жан-Клода Юнкера

Англосаксы хотят свалить Жан-Клода Юнкера

4-Junker-go
image_pdfimage_print

Неудачная попытка британского премьера Дэвида Камерона, предпринятая весной, заблокировать кандидатуру люксембургского политика-тяжеловеса Жана-Клода Юнкера на пост главы Еврокомиссии, не обескуражила умеренных и оголтелых евроскептиков с Альбиона. В октябре начался второй раунд раскачивания кресла под старожилом, известным по аббревиатуре Ж.-К. (см. «Жан-Клод Юнкер: сфинкс, ждущий разгадки», №10(80), 2013).

Поводом возобновить атаку стали обнародованные 5 ноября итоги журналистского расследования об использовании Великим герцогством секретных налоговых соглашений с транснациональными корпорациями (ТНК) для привлечения в страну большого бизнеса и его авуаров (см. в этом номере – «Кто и зачем назначил Люксембург виновным»). В указанный период Ж.-К. стоял во главе правительства. Следовательно, по формальной логике недоброжелателей, «председательствовал» при злоупотреблении, означавшем, по сути, нечестную конкуренцию. Вердикт: «Виновен!».

Маргарет Ходж, известная парламентарий от лейбористов, глава комитета палаты общин по государственным расходам, требует Ж.-К. к ответу, вопрошая: «Как мы можем быть уверены, что он работает на благо Европы, когда, будучи премьер-министром Люксембурга, он эксплуатировал народы европейских стран и не только их на протяжении десятилетий?»

Лондонская газета «Гардиан» напоминает: среди британских тори правого и даже левого толка Ж.-К. числится энтузиастом федерализации Европы и ее превращения в единое целое. Не случайно в разгар очернительской пропагандистской кампании Д.Камерон клялся и божился, что будет готов пойти на крайние меры, только бы не допустить люксембуржца к браздам правления в Брюсселе.

Не менее показательна статья информационного агентства «Блумберг», выражающего интересы, в первую очередь, англосаксонского большого бизнеса, с заголовком в повелительном наклонении: «Жан-Клод Юнкер должен уйти». Руководство этого базирующегося в США агентства, основанного американцем Майклом Блумбергом в 1981 году, сочло момент выгодным, а наступательную тактику допустимой, чтобы объявить о своей решительной оппозиции. М.Блумберг, основатель и владелец этого СМИ, а также само одноименное агентство, назвали Ж.-К. «плохим выбором», неудачным решением заполнения вакансии, которое, в их представлении и формулировке, «навязано 28 национальным правительствам Европейским Парламентом, жаждущим расширить свои властные полномочия».

Наиболее чувствительным тезисом в развернутом обвинении можно посчитать утверждение агентства «Блумберг», что начатое расследование якобы схемы увода от налогов ТНК на территории Люксембурга, получившее название Luxleaks, едва ли завершится беспристрастным приговором. Почему? Коль скоро Ж.-К. есть высшее должностное лицо в ЕС, то он имеет все возможности оказать давление и принудить комиссию, разбирающуюся в этом скандале, сделать благоприятные для Люксембурга и для него лично выводы. «Блумберг» усмотрел в этой ситуации «конфликт интересов».

Подняв градус обвинений лично против Ж.-К., это агентство припомнило заодно и чаще всего употребляемые критические выпады в адрес как Еврокомиссии, так и Евросоюза в целом. Цитата: «Союз пытается выпутаться из тисков финансового кризиса, но его во все большей степени воспринимают как элитистское образование, которое вмешивается в дела других и не способно обеспечить ни справедливость, ни экономический рост. Никак не способствует решению проблем, стоящих перед ЕС, назначение на высокий пост человека, который на протяжении всей своей карьеры занимался тем, что был закулисным дилером, создавая налоговый рай за счет других европейских государств».

Забавно, что «Блумберг», заочно вынося обвинительный приговор наперекор презумпции невиновности, в завершении своей редакционной статьи оговаривается: «Юнкер не совершил ничего противозаконного (!), и его вовсе не ожидает скоропалительное увольнение. Но даже если это так, для ЕС будет лучше, если он подаст в отставку».

Интересно, как бы отреагировали Белый дом, конгресс и госдеп, а заодно Джон Маккейн и его присные, если бы китайское агентство «Синьхуа», к примеру, рекомендовало заменить министра обороны США Чака Хейгла после того как тот призвал Китай не совершать «ошибок, подобных тем, что допустила Россия в Крыму»? Потребовал бы на том основании, что Пентагон уже убил без суда и следствия более 2500 человек (по данным независимых источников, – 5000) с помощью беспилотников, и продолжает это делать.

Другой стратегической линией в наступлении на Ж.-К. стали спекуляции на тему, что он, мол, является «большим другом большого капитала». Расчет, видимо, на мобилизацию электората левых убеждений. А заодно и депутатов Европарламента от социалистических партий, составляющих правящую коалицию с «народниками» (левые входят в альянс со своими идеологическими антиподами – консерваторами, группирующимися во фракции «Европейская народной партия»). Ход сильный, но действенный ли?

Выдержав паузу, Ж.-К. перешел в контрнаступление. 12 октября он дважды артикулировал свою позицию, сперва на пресс-конференции, затем в Европарламенте, ответив по пунктам на обвинения в свой адрес. Во-первых, практика tax ruling, позволяющая иностранной компании заранее получить сведения о налоговом режиме в стране, где открывает представительство, филиал или ведет свои операции, – общепринята в мире бизнеса. Такие налоговые соглашения действуют в 22 странах ЕС, подчеркнул Ж.-К. А посему Люксембург – не злоумышленник, не пария, не исключение из правила, а один из многих, кто пользуется этой схемой.

Месье Юнкер признал, что эта практика не соответствует «нормам этики и морали». Вместе с тем он отвел от себя стрелы критики: «Ничто в моем прошлом не указывает на то, что я был организатором схемы уклонения от налогов», Более того, в качестве премьера он никак не мог влиять на правила функционирования финансового рынка в Люксембурге, поскольку эта сфера экономики, по закону, автономна и живет собственной жизнью.

Он также предостерег от огульного приписывания ему особого благорасположения к большому бизнесу и большим деньгам. «В этом здании (подразумевался Европейский Парламент) найдутся куда более внушительные друзья большого капитала», – подчеркнул Ж.-К.

Для пущей убедительности он подтвердил твердое намерение Еврокомиссии «бороться с уклонением от налогов и финансовым мошенничеством», анонсировав подготовку указа (директивы) об автоматическом обмене информацией по режиму tax ruling в рамках ЕС.

Будет ли достаточно этого двойного демарша Ж.-К. для усмирения его заклятых недругов? Или диверсионная работа по его выдавливанию будет продолжена? По крайне мере, ему и его команде придется отныне быть более осмотрительными, а надежды на более эффективное и результативное правление (см. «Еврокомиссия перестанет быть черно-белым негативом?», №7(89), 2014) могут не материализоваться.

Владимир МИХЕЕВ

№11(93), 2014