Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Взрослые игры вокруг свободы торговли

Взрослые игры вокруг свободы торговли

15--TPP
image_pdfimage_print

Под натиском США страны Азии берут паузу, а официальная Европа готова капитулировать

Соединенные Штаты развили переговорную активность с партнерами, расположенными по обе стороны омывающих эту страну океанов – Тихого и Атлантического, стремясь решить схожие задачи. Речь идет о создании и там, и там замкнутых зон свободной торговли, призванных отсечь потенциальных конкурентов. Минувшие недели показали отступление США на азиатском направлении, произошедшее на пекинской встрече в верхах АТЭС, и появление оборонительных редутов со стороны европейского гражданского общества.

Пользуясь тем, что эта тема вряд ли захватит воображение зрителей программ новостей и массовых читателей газет и новостей в Интернете, контакты в основном шли тихо, не привлекая особого внимания. Однако обсуждаемые вопросы настолько важны, в том числе для повседневной жизни миллионов людей, что настал момент, когда дискуссии по торговым проблемам всплыли на поверхность.

С формальной точки зрения, ничего плохого не предлагается. Группа стран обсуждает пути открытия друг другу своих экономик, чтобы облегчить инвестиции, торговлю, экономическое развитие, создание новых рабочих мест, наращивание богатства. Однако в этой благостной картине есть элемент лукавства. Дело в том, что это великолепие должно достигаться, в том числе, за счет отсечения от такого рода потенциальных благ других стран, которых США воспринимают как конкурентов (см. «Либерализация сферы услуг: почти тайные переговоры», №9(91), 2014).

Задуманный и проводимый американцами план очень прост. Коль скоро не получилось использовать ВТО в качестве платформы для введения по всему миру глобальной либерализации, то на эту организацию можно, по большому счету, махнуть рукой и построить глобальный либерализм на отдельных участках. Для этого надо отобрать наиболее развитые и дружественные по отношению к США страны, отгородившись от остальных. Так появились на свет идеи создания в тихоокеанском регионе Транс-тихоокеанского партнерства (в английском сокращении TPP) с участием 12 стран, но без Китая, а в атлантическом регионе – Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) с участием ЕС, но без России.

Потенциально первое предлагаемое объединение призвано охватить регион, где проживают 800 миллионов человек и производится 40% ВВП мира. Второе имеет сравнимые показатели.

Пока на атлантическом и азиатском направлениях результаты США получают противоположные. Президент США Барак Обама уже дважды в текущем году, весной и сейчас, совершал турне по странам Азии, занимаясь преимущественно продвижением торговой повестки дня, связанной с TPP. Первый заход показал неготовность основных партнеров, даже, например, Японии, к игре по американским правилам в торгово-экономической сфере. А на встрече лидеров стран АТЭС в столице Китая и вовсе произошел конфуз. Участники этого форума предпочли отложить американскую инициативу и в течение ближайших двух лет изучать альтернативную идею, внесенную Китаем. Она называется «Соглашение о свободной торговле для Азиатско-Тихоокеанского региона» (FTAAP) и призвана включить все экономики этой части планеты. Именно это, пожалуй, является самым важным событием, произошедшим на этой многосторонней встрече в Пекине.

15--FTAAP«Это исторический шаг в направлении появления в АТР зоны свободной торговли», – порадовался председатель КНР Си Цзиньпин. Зато его американский визави счел, что «это игра с ничейным счетом. Процветание одной страны не может достигаться за счет другой». Кто бы спорил… Приводя это высказывание своего президента, газета «Вашингтон пост» добавляет от себя: «Не секрет, что высокопоставленные должностные лица из США за кулисами активно противодействовали созданию Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка и китайского предложения по FTAAP».

В регионе начинаются большие торгово-экономические маневры стран региона, являющихся союзниками США и имеющих сложные отношения с Китаем. Прагматические правители ставят на первое место интересы своих стран, не готовы гоняться за идеологическими химерами в интересах американского старшего брата.

В ЕС наблюдается иная картина. Политические лидеры региона восприняли победу республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс США как залог того, что теперь можно будет ускорить переговоры по TTIP. На этой теме легче будет найти точки соприкосновения новому республиканскому Конгрессу и демократической администрации президента, чем по многим другим внешнеполитическим и внутренним проблемам. Нынешние европейские правители именно сейчас могут быть особенно готовы идти навстречу США, потеряв остатки самостоятельности, что они продемонстрировали, подчинившись американским требованиям встать на курс против России и ввести против нее самоубийственные санкции.

Однако жители Старого Света вдруг обнаружили, что без особой рекламы идут переговоры с США по созданию атлантического аналога зоны свободной торговли с Вашингтоном. И тут на голову брюссельских чиновников посыпались обвинения в том, что переговоры идут в условиях секретности, что никто не знает, какое блюдо варится на их кухне. Около 300 европейских общественных организаций объединились в дискуссионной платформе «Стоп TTIP», считая, что этот договор «является угрозой демократии, правовому государству, окружающей среде, здравоохранению, общественным службам, а также правам потребителей и трудящихся». За месяц существования она уже собрала подписи 850 тысяч человек под петицией против такого партнерства.

Предметов для озабоченности европейцев предостаточно. Перечислять и разбирать их потребует сотен страниц. Вот лишь один, казалось бы, технический момент. В рамках TTIP предлагается создание специальных независимых арбитражных судов. Они будут правомочны рассматривать иски компаний против государств, если они, с их точки зрения, будут создавать угрозы для их инвестиций. По сути, многонациональные корпорации, прежде всего, американские получит инструмент диктовать свои законы государствам, которые потеряют возможность в определенных случаях отстаивать национальные интересы, даже если будут считать, что им есть угроза.

Конечно, такие гражданские инициативы еще никогда не мешали европейским руководителям проводить в жизнь то, что они задумали, хотя им иногда приходилось считаться с такими настроениями и корректировать свои планы. Правда, исходя из нынешнего подчиненного Америке положения ЕС, трудно себе представить, чтобы в Европе, как в Азии, смогли бы противопоставить заокеанскому партнеру сильную контригру и решительно отстаивать свои интересы.

Светлана ФИРСОВА

№11(93), 2014