Главная > Финансы & банки > Экономика > Либерализация сферы услуг: почти тайные переговоры

Либерализация сферы услуг: почти тайные переговоры

image_pdfimage_print

Правила оказания финансовых услуг и другие сегменты рынка могут неожиданно измениться

Если бы не знаменитый сайт Wikileaks, то эта проблема оставалась бы еще долго вне публичной сферы, а о принятых решениях стало бы известно, возможно, уже постфактум. Речь идет о переговорах, направленных на либерализацию сферы услуг, которые ведут представители 50 стран – Северной, частично Центральной и Южной Америки, ЕС и некоторые другие партнеры США.

В переводе с бюрократического на общечеловеческий, они обсуждают пути отмены систем национального регулирования в таких сферах, как транспорт и электронная торговля, цифровые услуги и информатика, а также государственные монополии, финансовые услуги и многое другое. Эта сфера должна превратиться в глобализированный, дерегулированный сегмент экономики, а инструментом призваны быть как раз эти консультации относительно заключения Соглашения о торговле услугами (в английской версии Trade in Services agreement или сокращенно TISA).

Раунд этих торговых переговоров стартовал еще в начале 2013 года по инициативе США и Австралии. На этом этапе откликнулись 23 страны в рамках задачи, сформулированной еще в 1994 году, – открыть для конкуренции дополнительные сегменты в сфере услуг и изъять оттуда признаки протекционизма. Формально задача состоит в том, чтобы убрать как можно больше барьеров на пути оказания услуг, чтобы соответствующая компания из одной страны-участницы соглашения могла бы на равных работать в другой стране и наоборот.

Поскольку торговля услугами принципиально отличается от торговли какими-то материальными изделиями, будь то мыло, нефть или станок, то и суть проблемы выглядит иначе. В частности, в этой сфере гораздо больше представлены национальные нормы регулирования, национальные квоты и так далее, которые устанавливают жесткие правила работы на этих рынках. Например, в США существуют такие внутренние нормы на рынке гражданских воздушных перевозок, что иностранным авиакомпаниями практически невозможно на него пробиться.

Документ, опубликованный Wikileaks (https://wikileaks.org/tisa-financial), касается только одной сферы , рассматриваемых в рамках переговоров по этому соглашению. Это – один из рабочих документов, он касается сферы финансовых услуг. Из него вытекает, что обсуждаются пути либерализации этого сегмента. В частности, предлагается ограничить возможности регулирования, которые были введены в рамках борьбы с глобальным финансовым кризисом. Например, может стать невозможным введение в одной стране таких норм, которые могли бы нанести ущерб другой стране-участнице соглашения. Это могло бы открыть безграничные возможности для спекулятивных финансовых продуктов, которые практически нельзя было бы контролировать. А ведь именно с таких продуктов и начался в США кризис 2008 года, распространившийся затем на весь мир. Тогда национальными регуляторами, в том числе, в США были введены определенные ограничения, которые и раздражают финансовых спекулянтов.

Обсуждение Соглашения о торговле услугами вписывается в более широкий контекст попыток глобального пересмотра правил ведения бизнеса. Сначала инструментом такого пересмотра планировалась Всемирная торговая организация (ВТО), имеющая планетарный охват. Однако на практике переговоры в этих рамках шли с большим скрипом и начавшийся в 2001 году их нынешний раунд, известный как Дохийский (по имени столицы Катара), по существу буксует не первый год. Решено примерно 10% проблем, стоявших на повестке дня.

Между тем, в мире происходят большие изменения, стремительно набирают вес многие развивающиеся экономики, меняя общее соотношение сил, подрывая прежде монопольное положение США и их западных союзников в идеологии, в определении правил ведения экономической деятельности. Это побудило американцев искать другие переговорные форматы, чтобы, по сути, обойти механизмы ВТО. И были выбраны два стратегических географических направления – АТР и Атлантический бассейн. Своим торговым партнерам в этих зонах США предложили начать переговоры для заключения зональных соглашений о свободе торговли. Это – Транс-тихоокеанское партнерство (Trans-Pacific Partnership – TPP) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (Transatlantic Trade and Investment Partnership – TTIP). В первом США обсуждают правила свободной торговли со странами Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии, но без Китая, во втором – со странами ЕС.

Как представляется, целью такого маневра становится отработка собственных систем свободы торговли, без ВТО и всех участников этого объединения, чтобы позже постараться навязать всем остальным эти правила, не дожидаясь, пока другие правила выработают в нарождающихся центрах экономического развития, например, в рамках БРИКС. Дискуссия о Соглашении о торговле услугами становится одним из элементов этой глобальной политики.

Андрей СЕМИРЕНКО

№9(91), 2014

№9(91), 2014