Главная > Финансы & банки > Экономика > Португалия: придется пойти на жертвы

Португалия: придется пойти на жертвы

image_pdfimage_print

Трехлетний план финансовой помощи Европейского Союза и Международного валютного фонда (МВФ) Португалии на сумму 78 миллиардов евро потребует от большинства жителей этой страны ощутимо затянуть пояса. Меры жёсткой экономии предусматривают, в частности, сокращение социальных выплат, максимальных пенсий, расходов на здравоохранение и образование, замораживание зарплат, увеличение налогов, ужесточение условий на рынке труда. Кроме того, правительству придется ускорить приватизацию ряда крупнейших государственных компаний, в том числе, таких как электроэнергетическое предприятие ЭДП и авиакомпания ТАП.

Эта программа гораздо суровее той, что была представлена в марте правительством социалистов, но отвергнута представителями оппозиционных сил в португальском парламенте. Решение законодательного органа вызвало политический кризис и необходимость проведения досрочных парламентских выборов. Слабым утешением португальцам служит аргумент, что правительства Греции и Ирландии вынуждены воплощать в жизнь еще более строгие меры экономии.

Разработанный для Португалии спасительный курс Европейская Комиссия и МВФ считают безотлагательным. Прогноз фонда свидетельствует, что в будущем году эта страна станет единственной в ЕС, в которой продолжится рецессия: отрицательный рост ВВП составит 0,5%. А в текущем году этот показатель должен достичь -1,5%. По уровню безработицы в 2012 году Португалия займёт четвёртое место в единой Европе после Испании, Греции и Ирландии.

Конечно, Португалия была первой страной зоны единой европейской валюты, еще в 2001 году нарушившей нормы «Пакта стабильности и роста», в частности, превзойдя допустимый масштаб бюджетного дефицита по отношению к объему ВВП. Её задолженность сегодня превышает 90% ВВП; государственный сектор экономики чрезмерно велик и неповоротлив; система социальной защиты населения слишком щедра для страны с таким уровнем развития. Однако к моменту резкого обострения кризиса её банковская и налоговая системы выглядели гораздо более «здоровыми», чем у Греции и Ирландии, уже обратившихся к тому времени за спасительной поддержкой к Брюсселю и МВФ. В Португалии не было и нет ипотечно-строительного кризиса, как это случилось в соседней Испании.

Чем же вызван финансовый катаклизм в стране, бурно развивавшейся в 1990-е годы, считавшейся «европейским дракончиком» и приводившейся многими экономистами в пример другим государствам? На этот счёт нет единого мнения.

Португальские аналитики полагают, что в «нулевые» годы реформы в их стране замедлились, а многие необходимые структурные преобразования остались не реализованными, и это в течение целого десятилетия препятствовало экономическому росту.

Однако другие считают, что, несмотря на эти негативные факторы, маленькая европейская страна стала жертвой стихии глобальных рынков, а также целенаправленной деятельности биржевых спекулянтов и рейтинговых агентств.

Такого мнения придерживаются, например, не только один из отцов португальской демократии, основатель Социалистической партии и дважды экс-президент страны Мариу Соареш, но и профессор университета Нотр-Дам Роберт Фишман. Последний даже указывает на опасность того, что силы дерегулированных рынков способны лишить правительства демократических стран, включая США, возможности выбора в принятии бюджетных и налоговых мер.

Александр СОКОЛОВ

№5(55), 2011

№5(55), 2011