Главная > Дневник событий > Европа на французском перепутье

Европа на французском перепутье

image_pdfimage_print

Очередным президентом Франции, как и ожидалось, избран кандидат правых сил Николя Саркози. Победа достаточно убедительная – 53% голосов, никаких сомнений она не вызвала. Предвыборная кампания, которая обеспечила его успех, велась практически полностью вокруг социально-экономических вопросов, первые обещанные им шаги также касаются этой сферы. Но теперь от главы французского государства будут требоваться решения в основном по вопросам внешней политики и безопасности – такова функция хозяина Елисейского дворца. Правда, надо дать ему немного времени, чтобы войти в курс дела, разобраться, что само по себе непросто: уже в июне его ждут коллеги по «группе восьми», которые собираются на ежегодную встречу.

По внешнеполитическим направлениям от Н.Саркози ожидают двух главных инициатив.

Одна, как можно предполагать, будет направлена на возврат к более теплым отношениям с США, которые при его предшественнике Жаке Шираке в последние годы были откровенно прохладными. В конце прошлого года, когда предвыборная кампания только набирала обороты, будущий президент совершил даже «паломничество» в Вашингтон, где был очень хорошо встречен. Потом, когда это стало негативно сказываться на его рейтинге, была внесена поправка: дружба с США, но при уважении особенностей каждого. Именно эта тональность была сохранена, вплоть до первой речи избранного президента.

Вторая (и здесь дело сложнее) связана с европейским строительством. «Нынешним вечером Франция вернулась в Европу», – воскликнул он в уже упомянутом первом выступлении после победы. Это означает стремление нового главы государства активно подключиться к решению проблем ЕС.

Вместе с тем, известны некоторые особенности его подхода к этому строительству. Во-первых, он категорически против приема в ЕС Турции, тяжелые переговоры с которой начаты в 2005 году. Во-вторых, он против попыток реанимировать европейскую конституцию, зато выступает за ее замену легким, простым документом. Эти две позиции обещают новые баталии между Брюсселем и Парижем. Так, председательствующая в первом полугодии 2007 года в ЕС Германия делает как раз особый упор на возвращение в том или ином виде к идее европейской конституции… Поэтому первые поздравления с избранием, обрушившиеся на Н.Саркози в первые часы после объявления о его победе, содержали наряду с положенным политесом прозрачные намеки. Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу ввернул в свой текст надежду, что Франция не станет блокировать переговоры с Турцией, это же отметил и турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. А канцлер Германии Ангела Меркель выразила пожелание, чтобы франко-германский тандем послужил делу дальнейшего развития ЕС. Поэтому от выбора Елисейского дворца в большой степени будет зависеть дальнейшее развитие ЕС, причем в ряде принципиально важных областей.

В остальном внешнеполитический курс Н.Саркози остается открытой книгой. Конечно, смена президента не означает, что меняются внешнеполитические интересы Франции, следовательно, крупных перемен ожидать пока не следует. Слово «пока» в предыдущем предложении означает, что все же личность лидера способна со временем повлиять на его политический курс. Произошла смена поколений, на первые роли в Париже выдвинулись деятели, родившиеся после Второй мировой войны, чья молодость пришлась как раз на войну «холодную». Вопрос в том, будут ли преодолены в новой обстановке стереотипы того времени, или же они окажутся сильнее?

Светлана ФИРСОВА

№5(11), 2007

№5(11), 2007