Главная > Дневник событий > Польское мясо нон грата

Польское мясо нон грата

image_pdfimage_print

Москва не торопится заключить новое соглашение с Евросоюзом

Линия взаимопонимания Москва – Варшава по-прежнему обесточена, хотя временами и искрит. По сути, сохраняется в силе польское вето в стиле «Не позволяем!» на начало переговоров о подготовке нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Евросоюзом, поскольку срок действия старого соглашения истекает 1 декабря 2007 года. И хотя польские фермеры несут убытки (по миллиону евро в день), а Европейская Комиссия предлагает договориться по-хорошему, воз и ныне там.

Стоит напомнить, что перетягивание каната длится, если считать активную фазу, с хельсинкского саммита в ноябре 2006 года, когда Польша наложила вето на предоставление делегации ЕС переговорного мандата, потребовав от России ратифицировать Европейскую энергетическую хартию и отменить введенные Москвой ограничения на импорт польской сельхозпродукции, в первую очередь – мяса. Однако Москва не приняла этот ультиматум и приняла боевую стойку, немало удивив многих.

 Президент Владимир Путин был прямолинеен и бескомпромиссен на саммите в Хельсинки, поскольку располагал фактами: большая часть мяса, поступавшего в Россию через Польшу, реэкспортировалась из Индии и Китая. Таким способом некондиционная индийская буйволятина выдавалась за польскую говядину. Нечто подобное позволяла себе Молдавия, которая выдавала за свое вино суррогат, полученный из чилийского и аргентинского винного концентрата, спирта и воды. Короче, полякам отказали в доверии на том основании, что они сбывали в Россию продукцию из третьих государств, представляющих опасность в ветеринарном и фитосанитарном плане.  

 Сегодня ситуация могла бы разрешиться к вящему удовлетворению сторон, однако на переговорах в конце апреля в Лимасоле на Кипре между российским министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым и членом Европейской Комиссии по вопросам здравоохранения Маркосом Киприану никакого сдвига в позициях сторон не произошло. Вице-премьер правительства Польши, лидер партии Лига польских семей Роман Гертых так прокомментировал провал лимасольских посиделок: «Это означает, что мы входим в период уже не холодных, а ледяных (двусторонних) отношений».

Примечательно, что с 17 марта Республика Беларусь – по требованию российской стороны – приостановила импорт мясо-сырьевых ресурсов для нужд предприятий, находящихся в свободных экономических зонах. Однако президент Александр Лукашенко неожиданно подверг критике решение своего правительства о запрете: «Разберитесь с этим вопросом. Если польское мясо нормальное, берите его, перерабатывайте для внутреннего рынка, а в Россию поставляйте белорусское мясо». Тем не менее, поляки сильно забеспокоились, хотя объемы закупок и не столь большие: в 2006 году белорусские предприятия импортировали 34 тысяч тонн свинины из Польши, которую переработали и реализовали на внутреннем рынке.

Не секрет, что за польские мясопродукты братья Качиньские, президент и премьер, правящие на пару в Польше, стояли и стоят насмерть. И тому есть простое, как обглоданная кость, объяснение. Партия Закон и справедливость братьев-близнецов все еще держится у власти, хотя ее популярность заметно убавилась среди избирателей, во многом благодаря созданию правящей коалиции. Себе в компанию они взяли «польского Жириновского», как иногда называют Анджея Леппера. Его партия «Самооборона» своими мандатами подпирает шатающуюся партию-победительницу во главе с братьями Качиньскими. Цена солидарности – портфель вице-премьера и министра сельского хозяйства, отданный Лепперу.

Теперь должен быть понятен ажиотаж вокруг недопущения некоторых видов аграрной продукции на российский рынок. Польские фермеры, повторим, получали от завоза мяса в Россию по одному миллиону евро в день. И за это отвечает Леппер. Сами Качиньские – заложники у «польского Жириновского», стоит им обидеть Леппера, как может пасть правительство, могут быть назначены новые выборы, на которых их шансы взять верх незначительны. Иными словами, дело не только и не столько в польском мясе, а в желании братьев-близнецов остаться во власти. Так личные амбиции польских близнецов легли противотанковым ежом поперек дороги к новым рубежам в партнерстве Евросоюза и России.

Тем не менее, трудно отделаться от ощущения, что возникшая патовая ситуация, блокирующая подход к переговорам о новом всеобъемлющем соглашении между двумя крупными игроками на европейском континенте, не мешает жить российским властям. Москва не пугается даже угроз, что Польша убедит руководство ЕС вставить оглоблю в колеса российского паровоза, вроде бы устремленного во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кто знает, может в данный момент Москву устраивает статус-кво, и польское вето в ответ на эмбарго отвечает ее интересам?

Владимир МИХЕЕВ

Мнения экспертов
Сергей Караганов, председатель Совета по внешней и оборонной политике: «Нынешнюю ситуацию, естественно, можно считать примером системного кризиса в ЕС, который сейчас, фактически из-за своего расширения и усложнения принятия решений, вынужден проводить внешнюю политику по низшему общему знаменателю».
Известный украинский политолог Виктор Небоженко: «Позиция России по поводу снятия эмбарго на польское мясо связана с тем, что Москва, как всегда, ждет наиболее благоприятного для себя времени – осени. Именно тогда проблема газа и энергетической зависимости Европы от РФ станет основной темой западной прессы и головной болью Евросоюза. И вот тогда «в пакете» Россия сможет значительно лучше решить свои проблемы, нежели сейчас отдельно – вопрос польского мяса. Поляки же, напротив, очень заинтересованы, чтобы проблема их доступа к российскому рынку не была связана с другими экономическими конфликтами. Все упирается в сегодняшнего польского президента и премьера. Для этих людей крайне важно показать, что Польша имеет собственный голос».
Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации по международным делам: «Расширение Евросоюза за счет бывших лимитрофов со специфически настроенными элитами разделило Европу на «старую» и «новую»… У «старой Европы» есть влиятельные аргументы, которые, конечно же, собьют амбиции неподготовленных к европейскому политесу, наспех принятых членов Евросоюза. И несъедобное в России мясо останется в пределах от Одера до Буга, газопровод, конечно же, пройдет по дну Балтийского моря, а Энергетическую хартию либо перепишут, либо она так и останется пустой бумагой в важных для Брюсселя энергетических отношениях с Москвой».

№5(11), 2007

№5(11), 2007