Главная > Дневник событий > Интеграция > Пример гигантомании

Пример гигантомании

image_pdfimage_print

Среди многочисленных ведомств, составляющих исполнительную власть Европейского Союза, вскоре появится своего рода мега-министерство, которое будет проводить единую, одну на всех, дипломатическую линию.

Если переводить дословно с английского, то называться это ведомство будет так: Европейская служба внешних действий (European External Action Service), как и было записано в решении о ее создании в Лиссабонском договоре, ставшим эрзацем несостоявшейся европейской конституции.

В кулуарах штаб-квартиры ЕС в Брюсселе сейчас курсируют курьеры с бумагами, пока еще черновыми, содержащими наметки по структуре, составу и функциям внешнеполитического ведомства. Как разузнала британская газета «Дейли телеграф», предполагается, что в странах ЕС и по всему миру будет открыто 160 дипмиссий. Газета прокомментировала, что в этом случае Евросоюз обгонит по числу своих зарубежных представительств прежнего лидера – наследницу Британской империи, то есть Великобританию.

Предполагается также, что сначала, точнее, в январе 2009 года, будет нанято от 2500 до 3000 чиновников, затем штаты увеличат до 7000, а, в конечном счете, в суперминистерстве иностранных дел ЕС будут трудиться 20 000 человек!

Штатное расписание не вызывает особых споров. В отличие от выстраивания «вертикали власти», евробюрократы пока не могут решить, кто кому будет подчиняться. Более или менее все согласны с тем, что послы ЕС должны быть подотчетны Европарламенту. В рабочих документах есть такое положение: «Европейский парламент должен стремиться к надлежащей процедуре слушаний в отношении специальных представителей и кандидатов на посольский пост в традициях конгресса США».

Среди высших должностных лиц сообщества существуют опасения, что национальные правительства могут воспротивиться передаче избыточных полномочий в сфере внешней политики наднациональным органом ЕС. Британское издание цитирует секретную записку, где говорится о том, что евро-МИД «должен состоять в особом административном подчинении Европейской Комиссии».

От того, насколько готовы страны ЕС уступить еще больше своего суверенитета еврочиновникам в Брюсселе (в частности, Польша), во многом зависит успех нынешнего этапа европейской интеграции.

Между тем национальная гордость великополяков может стать внушительным камнем преткновения при проведении согласованной внешней политики ЕС. Осознав, что возможности вести проамериканский курс в рамках единой европейской дипломатии сужаются, такие политики, как Лех и Ярослав Качиньские и их единомышленники, могут начать злоупотреблять своим правом вето.

Не умиротворит польское упрямство и перспектива того, что пост президента Евросоюза может занять госпожа канцлер Германии Ангела Меркель. В интервью бельгийской газете «Суар» бывший президент Франции, главный разработчик Европейской конституции, ведущий архитектор единой Европы Валери Жискар д'Эстен объявил о своем предпочтении: он видит на посту президента ЕС Ангелу Меркель. Его аргументы: опыт Меркель как дипломата умерит аппетиты Лондона, кроме того, у нее верный подход к евроинтеграции Турции. Как подчеркнул д'Эстен, именно Меркель «стояла у истоков крупных европейских компромиссов, достигнутых в прошлом году».

А мне видится, что панъевропейский МИД имеет все шансы превратиться в площадку для столкновения национальных гоноров и личных амбиций.

Владимир МИХЕЕВ

№5(22), 2008

№5(22), 2008