Главная > Дневник событий > Интеграция > Главное не скорость, а направление

Главное не скорость, а направление

image_pdfimage_print

Складывается впечатление, что в реформировании почтовых служб стран Европейского Союза во главу угла отныне поставлен именно такой подход: содержательность в ущерб скорости. Во всяком случае, не так давно всем государствам ЕС было дано понять: если не управитесь с открытием рынка почтовых услуг к 2009 году – не страшно, добавим вам еще времени.

А на самом деле в Брюсселе – в который уже раз? – пытаются выдать нужду за добродетель. Дело-то в том, что в начале июля в Люксембурге для обсуждения своих ведомственных проблем встречались министры транспорта и телекоммуникации ЕС. И на высоком собрании 10 стран, в числе которых Франция и Польша, обозначили четкое противодействие ускоренной одномоментной трансформации почтового рынка. В результате было составлено индивидуальное расписание, а последние дедлайны отодвинуты на 2013 год.

В чем же причина столь дружного желания «поспешать медленно»? Нелишне будет напомнить, что старт либерализации этого сегмента рынка (для сведения: его объем составляет в ЕС 90 миллиардов евро) был дан еще 15 лет назад. Вроде бы было время все предусмотреть и продумать, верно?

Проблема на первый взгляд кажется простой: национальные операторы теряют на территории своей страны исключительное право на оказание всех видов почтовых услуг. Великобритания и Швеция уже прошли по этому пути почти до конца. Германия, Нидерланды и Финляндия близки к финишу. Так почему же все-таки продолжают сопротивление два таких мощных бастиона, как французская и итальянская почты? Ответ очевиден: и та и другая опасаются значительного сокращения рабочих мест и соответствующих проявлений общественного недовольства. Да и Польша откровенно признает, что ее почтовая служба совершенно не готова к намечающимся переменам…

А если взглянуть на проблему шире, то станет очевидно, что в ней как в капле воды отражена одна из самых серьезных проблем европейской интеграции: все 27 государств не в состоянии в едином порыве двигаться к поставленной цели, сколь бы привлекательна она ни была. То есть, налицо та самая «разноскоростная интеграция», которую в некоторых вопросах начинают вводить явочным порядком. Порой только она одна и может быть подлинно эффективной, поскольку те, перед кем ставят нереальные цели, теряют желание добиваться перемен, а те, кого заставляют слишком долго ждать – теряют терпение. Зато озлобляются на слишком, по их мнению, медлительных партнеров.

И здесь нельзя не согласиться с точкой зрения министра экономики ФРГ Михаэля Глосса, отметившего, что «очень важно, чтобы поезд либерализации дошел до пункта назначения, но не менее важна и атмосфера, царящая в его вагонах».

Тем более, что почта хотя и предоставляет услуги, но все же особого рода, тем паче когда речь идет об удаленных и труднодоступных территориях. Ведь та же Европейская Комиссия предусматривает так называемые универсальные обязательства почтовых служб. В соответствии с ними доставка и выемка почты должна производиться по одной цене на всей территории страны не реже раза в пять дней. В задаче спрашивается: кто и откуда будет компенсировать коммерсантам убыточность этих услуг? И подглядеть ответ в конце задачника не удастся, его придется искать самим.

Андрей ГОРЮХИН

№7(13), 2007

№7(13), 2007