Главная > Открываем старый свет > Демография > Старение населения – один из главных вызовов Европе

Старение населения – один из главных вызовов Европе

image_pdfimage_print
Мировой экономический кризис повсюду отодвинул все остальные проблемы на второй план. Поиски эффективного инструментария, с помощью которого можно было бы ослабить его разрушительные последствия, ускорить выход из рецессии и заложить основы более здорового и устойчивого экономического развития, стали приоритетом номер один. Тем не менее, в Европейском Союзе уверены: временные трудности, спровоцированные экономическим кризисом, не идут ни в какое сравнение с вызовами, порождаемыми старением населения в регионе и усиливающимся финансовым давлением на социальную сферу.

Кризисы, даже такие глубокие, как нынешний, приходят и уходят, а с императивами реформы разваливающейся системы пенсионного и социального обеспечения интеграционному объединению и государствам-членам придётся жить десятилетия. И удастся ли найти рецепты, которые бы позволили решить двуединую задачу – защитить и сохранить лучшие черты европейской модели социально-экономического развития при одновременном обеспечении её конкурентоспособности в международном контексте, остаётся неясным.

«Последствия финансового кризиса блекнут по сравнению с остротой демографических проблем, с которыми сталкиваются наши страны», – подчёркнул, выступая на одном из первых публичных обсуждений Доклада ЕС о старении населения за 2009 год*1, Роберт Хольцман из Всемирного Банка*2. «Вести дела так, как в прошлом, больше просто нельзя. Это невозможно, – предупредил член Еврокомиссии по вопросам экономики и валютной политики ЕС Хоакин Альмуниа. – Особенно после удара, нанесенного кризисом по финансовой системе. Последствия старения населения уже сказываются на ситуации во многих странах ЕС. Их негативный характер со временем будет только углубляться».

Общая картина и так безотрадна. Ещё добавлять ей безысходности, дальше цитируя алармистские высказывания официальных лиц ЕС, его государств-членов и других международных структур, не хочется. Поэтому посмотрим, что говорят прогнозные цифры. Они не нуждаются в дополнительных комментариях.

Старение населения

На протяжении предшествующих десятилетий число людей пожилого возраста в регионе ЕС росло. Работающих (в относительном выражении) – снижалось. Пропорции тех и других быстро менялись не в пользу экономически активного населения. В последующие годы действие этих тенденций сохранится. Доля престарелых в возрастной структуре населения на фоне отрицательных показателей его естественного прироста будет стремительно повышаться.

Данные, приводимые в Докладе, свидетельствуют: сейчас на каждого человека, перевалившего рубеж в 65 лет, приходятся четверо, находящихся в возрастной группе от 15 до 64. К 2060 году их останется только двое. То есть, если сейчас на каждого пенсионера приходятся четверо работающих, то через полвека их число снизится до двух. Престарелым будет всё меньше и меньше на кого опереться.

Доля людей в возрастной группе от 65 до 79 лет вырастет довольно значительно. Она увеличится на половину. Но эта цифра меркнет по сравнению с тем, что произойдёт с возрастной группой тех, кому за 80. Её доля подскочит аж в три раза. Соответственно пропорция людей, относимых по возрасту к экономически активной части населения, снизится на 15%, если не больше.

Хотя по достижении пенсионного возраста все больше и больше людей будут оставаться на рабочих местах, и число женщин, присутствующих на рынке труда, будет увеличиваться, общее число трудящихся за период с 2010 по 2060 годы сократится в абсолютном выражении на 19 миллионов человек. Весьма чувствительное падение.

Снижение темпов экономического роста

Как следствие этого, на высокие темпы экономического роста в регионе ЕС рассчитывать не приходится. Да, производительность труда повсеместно будет расти. Внедрение новых технологий позволит наращивать производство и объём предоставляемых услуг, даже несмотря на естественную убыль экономически активного населения. Но снижение числа работающих будет подрывать сами основы экономического роста. Объективно. И неминуемо.

Предполагается, что под влиянием груза демографических проблем, темпы экономического роста начнут снижаться уже через десятилетие. Если до 2020 года они прогнозируются в среднем несколько выше 2%, то в последующие десятилетия уже никогда не смогут подняться столь высоко. И шаг за шагом будут падать ниже критической отметки в 2% прироста ВВП в год.

Причём, импорт рабочей силы сможет дать региону ЕС не так много. Он ослабит остроту проблемы, но не снимет её. Возможности принимать и абсорбировать иммигрантов объективно будут снижаться. Их распределение также будет крайне неравномерным. Они продолжат оседать в основном в Италии, Испании, Германии и Великобритании.

Рост расходов на содержание престарелых

И всё это в условиях чуть ли не лавинообразного роста расходов на престарелых. Повсеместно. По всем направлениям. Согласно оптимистическому прогнозу только государственные расходы на цели, связанные с их поддержкой и обслуживанием, к 2060 году вырастут почти на 5 процентных пунктов. Гораздо больше финансовых вливаний потребуют поддержка пенсионной системы, здравоохранение, непосредственная забота о больных и тех, кому сложно самим за собой ухаживать. А ведь старение населения скажется также на потребностях в изменении жилищного фонда, переналадке образовательных программ, дополнительном решении инфраструктурных задач.

По оптимистическому прогнозу потому, что данные Европейской Комиссии несколько расходятся с теми, которыми оперирует Международный валютный фонд. Согласно его оценкам, затраты только на здравоохранение подскочат до 11% ВВП.

Распределяться прирост расходов будет таким образом. На пенсии потребуется дополнительно выделить суммы в размере примерно 2,4% ВВП. На здравоохранение – 1,5% и на специальные программы – в размере 1,1% ВВП. С учётом того, что затраты на образование и выплаты по безработице снизятся лишь незначительно, общая нагрузка возрастёт на 4,7% ВВП.

Но это в среднем по ЕС. Применительно к отдельным странам ЕС картинка меняется в широких пределах. Особенно тяжело придётся Люксембургу, Греции, Словении, Кипру, Мальте, Нидерландам и Румынии. В этой же группе находятся Испания и Ирландия. Им расходы придётся увеличивать ориентировочно на 7 процентных пунктов ВВП, если не больше. В пределах от 4 до 7 пунктов – Бельгии, Финляндии, Чехии, Литве, Словакии, Великобритании, Германии и Венгрии. Несколько лучше обстоят дела в Болгарии, Швеции, Португалии, Австрии, Франции, Дании и Италии. Особо можно отметить также Латвию, Эстонию и Польшу. Эта группа государств успела сыграть на опережение. В них осуществлены серьёзные преобразования, направленные на модернизацию системы пенсионного обеспечения и её приспособление к изменившимся условиям. Введены схемы частнопредпринимательского управления пенсионными ресурсами и пенсионными выплатами. Указанным странам придётся перенаправить на цели поддержки престарелых только 4 или даже меньше процентных пункта ВВП.

Последствия мирового кризиса

Таким образом, уже сама по себе картина не особенно радужная. В этих условиях мировой экономический и финансовый кризис оказался особенно некстати. Он усугубил абсолютно все проблемы.

Во-первых, кризис вообще расшатал государственные финансы. Во-вторых, резко увеличил долговую нагрузку, лежащую на всех странах ЕС, пусть и в неравной степени. Все они вынуждены были осуществить крупномасштабные пакеты финансовых мер по преодолению кризиса, поддержке банковской и производственной сферы, стимулированию потребления. Последствия будут сказываться, по всей видимости, довольно долго, вынуждая затягивать пояса и экономить на самых неотложных мерах. В-третьих, упала капитализация компаний, котирующихся на бирже. В результате пенсионные фонды понесли очень существенные потери. На их восстановление также потребуется время.

Только один конкретный пример. Стоимость бумаг, в которые были вложены пенсионные деньги, упала, по разным оценкам, на 20 – 25%, и это только в прямом выражении. Убытки суверенных и частных пенсионных фондов – одинаково – исчисляются десятками, а то, если суммировать, и сотнями миллиардов.

Официальные ориентиры

Поэтому выход из кризиса официальными инстанциями ЕС тесно увязывается с модернизацией налоговой и социальной сферы, непосредственно связанных с процессами старения населения, с приданием рынку труда гораздо большей гибкости и увеличением целевых вложений в человеческий капитал.

Однако пока общие ориентиры социальной и демографической стратегий, разработанных Европейским Союзом в первой половине 2000-х годов, остаются прежними. Стокгольмская программа 2001 года призывает к (1) ускоренному сокращению государственных долгов, (2) стимулированию занятости и повышению производительности труда и (3) реформе всех систем, обслуживающих престарелых – пенсионной, здравоохранения и т.д.

То же касается и формулирования целей, во имя достижения которых Европейским Союзом и его государствами-членами должны предприниматься всё более активные усилия. Они состоят в стимулировании рождаемости, повышении уровня занятости и трудового долголетия, повышении производительности труда и динамики экономического развития, приёме и интеграции в общество рабочих-мигрантов, оздоровлении государственных финансов. Они изложены в Сообщении о демографическом будущем Европы, с которым Европейская Комиссия выступила в октябре 2006 года.

Новые предложения

Тем не менее, как считают официальные структуры ЕС и работающие не него эксперты, этого в изменившихся условиях явно недостаточно. Мировой кризис показал, что откладывать принятие решительных мер больше никак нельзя. Необходимо проводить реформы в ускоренном режиме.

Рецепты уже опробованы. Они хорошо известны. Надо переложить на работающих и работодателей большую ответственность за формирование пенсионных накоплений. Упростить и рационализировать систему здравоохранения. Повысить возрастную планку выхода на пенсию. Стимулировать занятость лиц пенсионного возраста. Переориентировать капиталовложения в человеческий капитал таким образом, чтобы люди дольше оставались в хорошей «спортивной» форме и могли соответственно дольше работать. Модернизировать систему постоянной переподготовки кадров.

Конкретных идей и предложений много. Единственное требование – чтобы их волюнтаристское и неумелое использование не привело к социальному взрыву, чтобы они были позитивно встречены населением.

На осуществление задуманного, т.е. на реализацию структурных реформ, призванных подготовить экономику и социальную сферу к ухудшающейся демографической ситуации, утверждается в Докладе, у Европейского Союза и его государств-членов в запасе ещё есть какое-то время. Рост численности трудящихся будет продолжаться около десяти лет. Его важно не упустить.

Не менее остро необходимость в проведении значительной части из описанных выше реформ стоит и перед Российской Федерацией. Как набитые Брюсселем шишки, так и имеющийся у государств-членов ЕС позитивный опыт обязательно надо учесть при их осуществлении.

© Татьяна ЭНТИНА  

*1 См.: The 2009 Ageing Report – http://ec.europa/economy_finance/publications_summary14911_en.htm Доклад, как и в предыдущие годы, подготовлен Европейской Комиссией с опорой на Комитет по экономической политике. В его состав входят высокие должностные лица из Минфинов и Центральных банков государств-членов. К его основным обязанностям относится согласование решений Совета ЕС по экономическим и финансовым вопросам, особенно по вопросам структурной политики.

*2 См. материалы Брюссельского экономического форума на сайте Европейских экономических новостей: European Economy News website – http://ec.europa.eu/economy_finance/een

№9(36), 2009