Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > Панъевропейский интеграционный проект России

Панъевропейский интеграционный проект России

image_pdfimage_print

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда – проект №09-03-00513а
«Совершенствование правовой системы Российской Федерации и опыт Европейского Союза,
создание благоприятного политического и информационного имиджа в целях партнерства и сотрудничества».

(тезисы)*1

1. Глобальный финансово-экономический кризис ускорил процесс изменений, в который втянулись все страны, группы стран и регионы планеты.

1.1. Суть этого процесса иная, нежели тех, которые переживал мировой порядок до сих пор.

1.2. Она заключается в том, что меняется не только политическая география планеты. Происходит глубокая геоэкономическая трансформация.

2. И в предыдущие десятилетия соотношение сил между государствами и блоками государств было подвержено сильным колебаниям.

2.1. На международную арену выходили новые влиятельные игроки.

2.2. Удельный вес других в мировой политике ослабевал.

2.3. Количество участников международных процессов неизменно шло вверх.

2.4. Но политическая география продолжала главенствовать. Она вбирала в себя все изменения и одновременно указывала на их пределы.

2.5. Сейчас политическая география лишь регистрирует изменения и сдерживает их. Сами же изменения идут поверх политической географии, микшируют ее и ломают.

3. Все большее значение приобретает геоэкономическая география. В соответствии с ней определяющими для мирового развития являются следующие факторы.

3.1. Технологический и экономический прогресс.

3.2. Товарные, финансовые и информационные процессы, идущие вне связи с государственными границами и межгосударственными барьерами.

3.3. Представления о любом государстве как метрополии, потенциал которой включает все те ресурсы, которыми она пользуется, и все те рынки, на которых присутствует.

3.4. Объединение государств в рамках самых разных интеграционных, полуинтеграционных и сверхинтеграционных формирований.

4. Под этим углом зрения наращивание мирохозяйственных связей, формирование союзнических отношений и встраивание в идущие интеграционные процессы или инициация новых становятся для России задачей номер один.

4.1. Для России это вопрос выживания, сохранения своей самобытности, своего авторитета и влияния в мире.

4.2. Без его решения модернизация невозможна.

4.3. Более того, решение этой задачи является стержнем модернизационных усилий.

4.4. Ведь, согласно геоэкономической географии, какая бы то ни было разница между внутренней и внешней средой, между внутригосударственными, наднациональными и международными процессами стирается.

4.5. Россия должна улучшать свое геоэкономическое положение по всем азимутам, выстраивая дружественные, союзнические отношения взаимовыгодного характера со всеми другими ведущими геоэкономическими игроками. К их числу относятся и США, и Япония, и Китай, Индия и другие геоэкономические игроки, вырастающие на национальной почве отдельных государств. Но и одновременно крупные геоэкономические игроки, появляющиеся в результате объединения рынков и экономических потенциалов, будь то в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке или остальной части Европы.

5. Тем не менее, европейское направление должно рассматриваться нами в качестве привилегированного.

5.1. С остальной Европой Россию объединяет образ жизни, культура и история.

5.2. Хозяйственные комплексы России и Европейского Союза взаимодополняемы.

5.3. Россия и Европейский Союз нужны друг другу для решения всех назревших экзистенционалистских проблем и повышения конкурентоспособности.

5.4. Главное – интеграционный проект в масштабах всего континента реалистичен. Предпосылки для его реализации имеются. И объективного, и субъективного порядка. При наличии политической воли основы такого интеграционного проекта могут быть заложены в течение нескольких ближайших лет.

6. Оптимальной формой такого панъевропейского интеграционного проекта являются Большая Европа без разделительных линий или Союз Европы.

6.1. Предпочтение, отдаваемое именно такой форме объединения, диктуется теми условиями, которые сложились в реальной жизни.

6.2. Союз Европы подразумевает, что Россия и ЕС выстраивают союзнические отношения, не размывая Европейский Союз, не покушаясь на его целостность и действующие в нем механизмы принятия и осуществления решений.

6.3. Вместе с тем, Союз Европы позволяет решать все задачи модернизации континента и отдельных его слагаемых под углом зрения геоэкономической географии.

6.4. Союз Европы даст требуемое России и ЕС объединение ресурсов – человеческих, финансовых, производственных и природных, а равно расширение рынков производства, потребления, торговой и финансово-экономической экспансии далеко за пределы объединяющегося региона.

7. Союз Европы – оптимальный модернизационный проект, обеспечивающий синергию модернизации, интеграции и широкого международного сотрудничества.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

*1 Подготовлены к Международной научной конференции РАПН «Изменение России: политические повестки и стратегии», Москва, 25-26 ноября 2010 года.

№10(48), 2010