Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > Создание благоприятной правовой среды для модернизации

Создание благоприятной правовой среды для модернизации

image_pdfimage_print

(тезисы)*1

1. Модернизация должна носить системный характер.

1.1. Это означает, что сфера экономики ею не ограничивается. Модернизацией должно охватываться все общество.

1.2. Все взаимосвязи личности и государства.

1.3. Все процессы, процедуры и механизмы функционирования государственной власти, государственного аппарата, государственной службы.

1.4. Их деятельность должна быть ориентирована на то, чтобы высвободить колоссальный творческий потенциал каждой личности. Групп личностей. Общества в целом. Только тогда и частное предпринимательство, и экономическая деятельность государства будут приносить желаемую отдачу.

2. Главным инструментом преобразований выступает право.

2.1. Оно и само является предметом модернизации.

2.2. Переформатированное под решение ее задач, право становится тем прочным фундаментом, в котором нуждается общество для модернизации.

3. Процессом кодификации и прогрессивного развития должны быть охвачены все блоки регулятивной системы.

3.1. В первую очередь речь идет о совершенствовании регулирования отношений между государством и обществом и членами этого общества.

3.2. Другим блоком выступает регулирование гражданско-правовых отношений. Все то, что включает в себя понятие «бизнес право».

3.3. Третий блок – охранительная часть правового регулирования.

4. При этом крайне важно, чтобы внутреннее право не просто учитывало опыт и основные направления мирового развития.

4.1. Столь же необходимо, чтобы оно полностью кореллировало с международной и наднациональной системами регулирования.

4.2. Чтобы оно создавало не худшую, а по возможности лучшую, более благоприятную среду для генерации, закрепления и рутинизации инноваций.

4.3. Для придания им системного и взаимодополняющего характера.

4.4. Для появления и распространения их в автоматическом режиме.

5. Необходимо, чтобы модернизация внутреннего права осуществлялась таким образом, чтобы снимать барьеры и противоречия между ним и международной и наднациональной системами регулирования.

5.1. В перспективе это должно привести к формированию такого внутреннего права, в котором национальные элементы были бы тесно интегрированы в наднациональное и международное регулирование.

5.2. При этом установка должна делаться на то, чтобы национальный правоприменитель непосредственно и прямо применял нормы международного и наднационального права, являющиеся частью общей системы регулирования, действующей на территории страны.

6. Первейшая задача – совершенствование законодательства.

6.1. Придание ему таких черт, которые бы благоприятствовали и стимулировали модернизацию.

6.2. Но законодательство является лишь кирпичиком регулятивной системы. Столь же большое значение имеют правоприменение, судебная практика, правовая культура.

6.3. Переформатирование национального права под решение задач модернизации означает в той же степени и совершенствование всех этих элементов. Без должной правовой культуры, без восприимчивости к нововведениям и способности укоренять их, без формирования транснационального общего рынка судебных решений модернизация не получится.

7. Включая в себя законодательство и перечисленные выше элементы, право не только придает нормативному регулированию системный характер.

7.1. Через комплекс высших начал, высших принципов, которым должно подчиняться текущее законодательство и правоприменение, оно задает основные параметры регулирования.

7.2. Оно задает целевые установки.

7.3. Оно формирует механизмы контроля за реализацией именно тех черт нормативного регулирования, в которых заинтересовано общество.

8. Права человека являются центральной составляющей этой метасистемы права.

8.1. Поэтому совершенствование законодательства и практики, а также формирование новой правовой культуры должны в обязательном порядке подчиняться императиву более полной и последовательной защиты прав человека.

8.2. Такая защита – фундамент, инструмент и цель модернизационных усилий.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

*1 Подготовлены к Международной научной конференции РАПН «Изменение России: политические повестки и стратегии», Москва, 25-26 ноября 2010 года.

№10(48), 2010