Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > Призыв к единству действий ЕС в мировой политике

Призыв к единству действий ЕС в мировой политике

image_pdfimage_print
Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза, наконец-то, должна стать общей. Нужно, чтобы она обрела характер внешней. Сделалась политикой. И вопросы безопасности при ее осуществлении не уходили на задний план. А для всего этого пора навести порядок в своем собственном доме.

Призывами к этому пропитаны многочисленные политические заявления. Они на устах у всех. Речь даже уже не о моде, а о, своего рода, всеобщем «помешательстве», стремительно распространившейся повсюду интеллектуальной эпидемии в стане ЕС.

Аргументы в пользу единства действий, ответственности и перевоспитания диссидентов, т.е. тех, кто пытается проводить индивидуальную, читай самостоятельную, внешнюю политику, превращаются в основной предмет обсуждений, разворачивающихся на многочисленных международных конференциях. Ими переполнены толстые серьезные доклады исследовательских центров и вообще любые публикации по тематике ОВПБ, претендующие на солидность.

Вот и недавно вышедший доклад скандально известного британского исследовательского центра «Европейский совет по внешней политике» все о том же. Данное ему название достаточно красноречиво. Оно многое объясняет. Доклад назван «На пути к постамериканской Европе: аудит силы в отношениях ЕС-США».

Его авторы, бывший глава Европейского агентства обороны, британец Ник Уитни и исследователь из Брукингса, американец Джереми Шапиро не стесняются в выражениях. Нынешнее поведение европейских стран по отношению к США они прямо обзывают «инфантильным», подразумевая его клиентский и зависимый характер. Мол, каждая страна по отдельности пытается себе что-то выторговать. А, по сути, ведет себя безответственно и в чем-то даже позорно. Вклад европейцев в укрепление отношений ЕС-США (за исключением, может быть, Германии, Франции и Великобритании) просто мизерный. Будь то применительно к Афганистану, БВУ, закрытию Гуантанамо или любой другой крупной международной проблеме, представляющей интерес для американцев.

И это сейчас, когда Вашингтон мучительно ищет по-настоящему надежных, нужных ему союзников, на которых он мог бы положиться. Когда он пытается с минимальными потерями выкарабкаться из спровоцированного им же самим мирового экономического кризиса. Когда он, не без колебаний, приступает к переформатированию системы международных отношений.

Неудивительно, что отношения с Европой все больше утрачивают в глазах новых хозяев Белого дома былой приоритет. На это указывают понижающийся уровень контактов, отсутствие американцев на крупнейших мероприятиях, которым в ЕС придается повышенное значение, исчезновение европейской тематики с полос ведущих американских газет и журналов, таких, как «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс» или «Уолл-стрит джорнэл». О Лиссабонском договоре и его «эпохальном» значении в них даже не упоминается.

Интересы США смещаются в другие регионы, поближе к ускоренно развивающимся экономикам. Об опоре на НАТО и союз с Европой, по мере изменения баланса сил в мире, в Белом доме и вообще в США начинают потихоньку забывать.

Именно с ЕС в целом, а не с крупнейшими его игроками. Поскольку ставка на тесное взаимодействие с Германией, Францией и Великобританией, внимание к выстраиванию тесных двусторонних отношений никуда не исчезают.

В этих условиях, считают авторы, у Брюсселя нет иного выбора. Он должен покончить с разбродом в своих рядах, когда каждая из ведущих держав продвигает на международной арене свои собственные интересы. Он обязан выработать единую внешнеполитическую доктрину и стратегию. США будут считаться с «двадцатью семью» как достойным партнером только тогда, когда они будут понимать, что от ЕС можно ожидать, и будут себе четко представлять, каких внешнеполитических позиций он придерживается.

Само собой, без надлежащих усилий со стороны Брюсселя ничего не изменится. «Мягкая сила», которой в действительности обладает ЕС, будет восприниматься Вашингтоном как «беспомощность». Чтобы исправить положение, авторы подготовили для ЕС несколько прагматичных рекомендаций.

Во-первых, утверждается в докладе, экономическую мощь надо конвертировать в политическую и придать ей стратегический характер. (Можно подумать, что Брюссель об этом не знает или этого не хочет).

Во-вторых, научиться любыми способами решать мировые проблемы с опорой на свою притягательность для других, экспорт нормативизма, массированное техническое содействие, преимущества миролюбивой политики и т.д.

Задача состоит в том, чтобы покончить с синдромом самолюбования и, засучив рукава, заняться конкретной работой. Иначе «мягкая сила» по-прежнему будет с презрением трактоваться за океаном не иначе как мягкотелость и нахлебничество.

В-третьих, освоить искусство продвижения своих интересов в инокультурной среде.

Союзу пора прекратить разговоры о том, что он такой большой и важный, что он непризнанный полюс силы в многополярном мире. И начать действовать как сверхдержава, т.е. бороться за лидерство и стремиться к доминированию.

Только, естественно, поддерживая Барака Обаму, помогая ему и вместе с ним.

Но сначала выработать единую стратегию, в которой можно было бы растворить индивидуализм Германии, Франции и Великобритании.

Очень показательные советы. Брюссель им, видимо, с удовольствием бы последовал. Вопрос только в том, насколько они реализуемы. Понравятся ли они грандам ЕС. И какие контрмеры в ответ на них придется принимать третьим странам и их объединениям.

© Татьяна ЭНТИНА

№11(38), 2009