Главная > Дневник событий > В фокусе > Знакомьтесь: новая Европа

Знакомьтесь: новая Европа

image_pdfimage_print

Избиратели расшатали двухпартийную систему Старого Света

Многие «мозговые центры» предсказывали сильную встряску, но никто, даже неисправимые пессимисты, не прогнозировали столь мощного политического землетрясения, каковым стали результаты выборов в Европейский Парламент 22-25 мая.

Подсчёт голосов показал, что отныне интегрированная часть Старого Света будет во многом иной: произошла радикальная перегруппировка сил с явным креном в сторону крайних полюсов политического спектра – как правого, так и левого. Традиционные партии теряют почву под ногами – например, социалисты под ударами затянувшегося финансового кризиса вынуждены довольствоваться 185 местами, лишившись 11 мандатов, хотя при этом сократилось общее число евродепутатов.

Несмотря на сохранение «Европейской народной партией» лидерства в Европарламенте – 212 мест из 751, но на 61 меньше, чем в предыдущем составе законодательного органа, – своим неожиданным продвижением аналитиков ошарашили ультраправые партии и движения. Это, прежде всего, «Партия независимости Соединенного Королевства», набравшая 27% голосов, французский «Национальный фронт» - 25%, итальянское «Движение 5 звёзд» - 21%. Подобные силы в Австрии, Бельгии, Венгрии, Греции, Нидерландах, Дании, Швеции и на севере Италии выступают с антиевропейских позиций, стремясь к развалу ЕС или к резкому ограничению полномочий Брюсселя.

Теперь представители крайне правых сил, евроскептиков, ксенофобов и прочих недовольных курсом собственных правительств и Европейской Комиссии могут занять около трети всех кресел в Европарламенте. Нельзя не учитывать и веса ещё около 100 депутатов – независимых и от малоизвестных мелких партий, часть которых не скрывает симпатий радикалам. Для противостояния всей этой публике социал-демократам и консерваторам (народнопартийцам) придётся пойти на формирование большой коалиции, что всегда сопряжено с серьезными трудностями. Правда, с не меньшими сложностями столкнутся и еврофобы – француженка Марина Ле Пен («Национальный фронт»), британец Найджел Фэрэйдж («Партия независимости Соединенного Королевства») и их единомышленники. Дело в том, что им требуется не только наличие минимум 25 депутатов, но и чтобы они представляли партии сразу семи государств.

Разумеется, новое соотношение сил будет оказывать ощутимое влияние на финансовую и социально-экономическую, а также иммиграционную политику Брюсселя. В повестке дня нового состава законодателей такие важные темы, как проблема зависимости ЕС в энергетической области, заключение нового торгового договора с США, расширение внутреннего рынка «двадцати восьми». Очевидно, что будет нарастать градус дискуссии о путях дальнейшей интеграции Европы, обострится борьба за усиление полномочий Европарламента… Словом, новому председателю Еврокомиссии, которым, видимо, станет опытный люксембургский политик Жан-Клод Юнкер, потребуется весь его опыт политика, дипломата и экономиста, чтобы провести корабль Большой Европы через множество рифов в течение ближайших пяти лет.

Нельзя не отметить, что предвыборная кампания на этот раз отличалась от предыдущих в лучшую сторону. Партии выдвинули своих кандидатов, которые в агитационных целях объезжали города и веси, участвовали в дебатах, демонстрируя владение несколькими иностранными языками. В общем, всё происходило как на выборах в национальные законодательные органы. И даже появилась «морковка» для избирателей: предстоящие выборы, а не назначение, нового председателя Европейской Комиссии. Однако расчёты на значительно большую активность жителей стран Союза не оправдались: как и в 2009 году, к урнам явились 43,09% европейцев, имеющих право голоса, – незначительно больше, чем в 2009 году. Правда, удалось сдержать дальнейшее падение интереса к демократическому волеизъявлению. Как говорится, и на том спасибо политтехнологам.

Андрей ДЕМИДОВ

Кстати
Кто займёт просторный кабинет на последнем этаже знаменитого брюссельского здания «Берлемон»?
Главными кандидатами на пост председателя Еврокомиссии ещё до выборов считались глава Европарламента, кандидат социалистов Мартин Шульц (Германия) и бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, выдвигаемый «Европейской народной партией». Получившийся в результате голосования сложный расклад политических сил в законодательном органе потребует достижения согласия по одному из двух претендентов.
Дело в том, что номинирует кандидата на пост главы исполнительного органа ЕС Европейский Совет (главы государств и правительств «двадцати восьми»), но именно Европейский Парламент утверждает соискателя высокого кресла. А для этого необходимо заручиться поддержкой абсолютного большинства – голосами не менее 376 депутатов. Очевидно, что ни М.Шульц, ни Ж.-К.Юнкер не станут искать поддержку у представителей миноритариев, хотя бы потому, что она не окажется решающей. Что касается опоры на евроскептиков, то перед голосованием люксембургский политик категорически отверг такую возможность. Аналогичной позиции придерживается и представитель Германии. Поэтому народная партия и социал-демократы обречены договариваться между собой по первому же важному вопросу новой легислатуры, уверены наблюдатели в Брюсселе.

№5(87), 2014

№5(87), 2014