Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > Советы по улучшению имиджа

Советы по улучшению имиджа

image_pdfimage_print
Хабаровский саммит РФ-ЕС получился очень насыщенным. Стороны существенно продвинулись в согласовании общих подходов к узловым вопросам двусторонних отношений и международной повестки. Переговоры прошли в хорошей деловой обстановке. На встрече в верхах сложилась по-настоящему доверительная атмосфера. Сама встреча была организована безукоризненно. Полученные результаты, включая достигнутые конкретные договорённости, несмотря на отсутствие каких-то совместных документов, безусловно, заслуживали положительной оценки.

Тем не менее, и политическим, и экспертным сообществом саммит был расценен по большому счёту как провал. В СМИ он освещался поверхностно и в основном негативно. Для разъяснения и популяризации его результатов было сделано до смешного мало. О характере обсуждения и журналисты, и аналитики судили преимущественно по материалам пресс-конференции, последовавшей после его завершения. А они давали о нём крайне отрывочное и, более того, превратное представление.

Очень жаль, ведь Россия и ЕС на самом деле так нуждаются в укреплении доверия и улучшении взаимного восприятия общественностью и населением сотрудничающих сторон. Саммит предоставлял неплохие возможности для того, чтобы продвинуться в решении обеих задач. Увы, как и во многих других случаях, они были упущены.

На этом фоне особенно выигрышным выглядит то внимание, которое уделяют благожелательному освещению в СМИ сходных событий с участием своих лидеров наши китайские коллеги. Вот, например, какие победные реляции по поводу саммита ЕС-Китай, состоявшегося почти в то же время – 20 мая 2009 года – разместили на сайтах в Интернете и на страницах официальных изданий институты Европейского союза. Приведу только центральные тезисы.

В своей совокупности ЕС и Китай дают 30% мирового ВВП. В них проживают 30% населения планеты. Последние десятилетия они стремительно развивались, целеустремлённо занимаясь повышением производительности труда и оптимизацией своей экономики. В результате товарооборот между ними в 2008 году превысил 305 миллиардов евро. В Китае действует очень много компаний из стран ЕС. Даже, несмотря на кризис, свирепствующий повсюду в мире, они продолжают получать сказочные прибыли. Поэтому успех саммита ЕС-Китай имеет столь большое значение. Он обнадёжил всех тех, кто с надеждой ожидают дальнейшего расширения двустороннего сотрудничества.

Мировой финансовый кризис придал отношениям между Китаем и ЕС новое звучание. Их важность сильно возросла. С учётом этого на саммите были приняты решения о содействии инвестициям, улучшении условий взаимной торговли и расширении сотрудничества в целом ряде секторов. Конкретики этим договорённостям придало заключение соглашений о науке и технике, о сотрудничестве в области энергетики, о малых и средних предприятиях.

Китай и ЕС известны своей приверженностью миру и стабильности. Они отдают предпочтение предотвращению кризисов и их урегулированию путём переговоров. Их активное инициативное участие и проявляемое ими хладнокровие способствовали преодолению самых разнообразных конфликтов. Саммит закрепил стороны на этих позициях. Он позволил согласовать подходы к широкому кругу вопросов.

Несправедливый мировой порядок создаёт питательную среду для углубления противоречий между государствами и регионами планеты. Китай и ЕС выступают за справедливый и разумный мировой порядок. Поэтому они высказываются в пользу многосторонних действий, укрепления центральной роли ООН, прогресса на торговых переговорах в рамках ВТО. По этим же причинам они противостоят протекционизму и поддерживают реформу универсальных международных финансовых организаций. Китай не верит в то, что какая-то одна страна или группа стран могут в одиночку решить все мировые проблемы. Точно также Китай не стремится к гегемонии в мире ни индивидуально, ни совместно с США по формуле «Г-2».

ЕС и Китай придают большое значение борьбе за здоровую окружающую среду, борьбе против изменения климата. Саммит обсудил, какие меры следовало бы принять для углубления сотрудничества на данном направлении. Не только ЕС, но и Китай принял конкретные решения по ограничению вредных выбросов в атмосферу. Китай выступает за всеобщую, но дифференцированную ответственность развитых и развивающихся стран, как это вытекает из Киотского протокола. Он внесёт вклад в успех Копенгагенской конференции по климату.

Полное согласие невозможно в отношениях даже между самыми близкими партнёрами. То же самое касается ЕС и Китая. И, тем не менее, партнёрские отношения между ними носят всеобъемлющий стратегический характер. Стороны разделяют убеждение в том, что они должны вести себя по отношению друг к другу с уважением, как равноправные партнёры. Они глубоко заинтересованы в расширении и углублении двустороннего сотрудничества. Под него подведена прочная основа. Её образуют более 40 секторальных диалогов и механизмов консультаций.

Китаю и ЕС по плечу совместное решение самых сложных проблем. Для этого нужно только оценивать их без предубеждений, отдавать предпочтение глобальному подходу и видеть историческую перспективу. ЕС и Китай установили дипломатические отношения чуть более 30 лет назад. Тогда и представить себе никто не мог, насколько взаимозависимыми они станут со временем*1.

Как видим, описание саммита самое благожелательное. Оно приподнимает встречу в верхах, а заодно и стороны, между которыми она состоялась. Придаёт событию глобальное звучание. Акцентирует и всемерно усиливает позитив. Рисует отношения между ЕС и Китаем в тёплых, привлекательных тонах. И через их медиатическую популяризацию формирует работающее в их интересах политическое пространство и придаёт им искомую позитивную динамику.

И то, что материалы подготовлены в Пекине и лишь транслируются брюссельским официозом, ничего не меняет. Важна не технология получения результата, а сам результат.

Хорошо бы, чтобы на получение столь же выгодного результата в своих двусторонних отношениях с Европейским Союзом сделал бы ставку и Кремль.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 09-03-00513а «Совершенствование правовой системы Российской Федерации и опыт Европейского Союза, создание благоприятного политического и информационного имиджа в целях партнерства и сотрудничества».

*1 См. European Voice, 28 May 2009. – P. 9.

№7-8(35), 2009