Главная > Финансы & банки > Валюта > Гонка за юанем

Гонка за юанем

image_pdfimage_print

Крупнейшие европейские финансовые бастионы разворачивают битву за право стать главными центрами по проведению операций с китайской валютой – юанем.

Люксембург и Лондон, Франкфурт и Париж регулярно рапортуют о своих новых достижениях в этом деле, с подозрительностью глядя на действия конкурентов. Цель, к которой все они стремятся, – стать вторым после Гонконга местом в мире по работе с этой денежной единицей в международном измерении.

В Лондоне уже сейчас проводятся 62% обменных операций с юанем за пределами КНР и Гонконга, что обеспечивает ему определенный задел. Парижская биржа в апреле подписала соглашение, которое позволит французским компаниям инвестировать 80 миллиардов юаней (более 9 миллиардов в пересчете на евро), что станет своего рода премьерой для еврозоны. Во время недавнего турне по Европе председателя КНР Си Цзинпина было подписано соглашение с Франкфуртом. Это приобретает особое значение, поскольку Германия – крупнейший торговый партнер Поднебесной среди стран ЕС. Серьезными козырями заручился Люксембург. Там разместили свои европейские штаб-квартиры три крупнейших китайских банка – «Индастриал энд коммершл бэнк оф Чайна», «Бэнк оф Чайна» и «Чайна констракшн бэнк». Это создает условия для того, чтобы Люксембург занял заметное место в международной инвестиционной деятельности в юанях.

Китайская валюта вошла в десятку тех, которые в большей степени обмениваются в мире, и уже заняла второе место среди валют, которые финансируют международные торговые обмены, обогнав евро и уступая только американскому доллару. С 2012 года по 2013 год скачок оказался стремительным – с 1,9% до 8,5% от международной торговли! При этом юань остается частично конвертируемой валютой, а его обменный курс контролируется Центральным банком Китая, хотя с 2005 года этот контроль немного смягчается. С 2010 года китайским компаниям разрешили оплачивать импорт и экспорт в юанях, этот способ сейчас обеспечивает 18% внешней торговли страны.

Одновременно было решено начать проведение международных обменных операций с юанем в Гонконге, который сейчас стал главным источником китайской валюты для зарубежных банков и компаний. Теперь курс на продвижение своей денежной единицы на внешних рынках приобретает для Пекина стратегические масштабы. Это призвано увеличить ликвидность и стабильность юаня, усилить его независимость от доллара. Предполагается, что принципиальное решение двигаться именно в этом направлении было принято после начала в США в 2008 году финансового кризиса, ставшего затем глобальным. Китайские власти тогда осознали, что осуществляемая в долларах внешнеэкономическая деятельность может в любой момент оказаться под угрозой, например, столкнуться с нехваткой ликвидности.

Хотя тогда власти США быстро приняли меры, обеспечившие долларовую ликвидность международным рынкам, китайцы стали последовательно продвигать юань за рубежом. Для достижения этой цели Пекину надо будет проделать большой путь, в том числе, открыть внутренний финансовый рынок. Важным показателем достижения результата станет увеличение доли юаня в золото-валютных резервах центральных банков крупнейших стран. Некоторые эксперты полагают, что китайская валюта может занять первое место в них уже к 2030 году, вытеснив доллар, хотя предсказания эти остаются ненадежными.

В этих условиях европейские финансовые центры и развернули битву за привлечение юаня на свои площадки. Как представляется, Китай вряд ли будет делать ставку на одну точку, предпочитая развивать свои операции на нескольких направлениях, как он сейчас делает в Европе.

Андрей СЕМИРЕНКО

№5(87), 2014

№5(87), 2014