Главная > Финансы & банки > Швейцарский банк признался в мошенничестве

Швейцарский банк признался в мошенничестве

image_pdfimage_print

«Креди Сюисс» помогал уклоняться от налогов

В регулировании, учете и контроле за банковским бизнесом в международном масштабе создан прецедент. «Креди Сюисс» (Credit Suisse), второй крупнейший швейцарский банк после «Ю-Би-Эс» (UBS), признал, что занимался неблаговидными делишками – его нью-йоркское подразделение помогало американским клиентам, держателям счетов, избегать налогообложения. Такая практика, что записано в покаянном признательном показании банка, продолжалась «на протяжении десятилетий».

В этих преступных схемах были задействованы сотни служащих банка. Это они помогали открывать оффшорные счета, регистрировать их на подставных лиц или вымышленные фонды и компании. Одна из схем с целью уклониться от уплаты налогов впервые была опробована… более 100 лет назад. Для сокрытия содеянного многоопытные швейцарские банкиры без зазрения совести уничтожали бухгалтерские записи и другие архивные документы.

«Креди Сюисс» покаялся вовремя. Банк пошел на этот упреждающий шаг, чтобы избежать доведения расследования в США до логического завершения, а именно – до обвинительного приговора, который мог бы означать, при определенных обстоятельствах, конец карьеры не только для американского филиала, но и для родительской компании в Швейцарии.

Чтобы избежать столь печальной участи, «Креди Сюисс», согласно внесудебному мировому соглашению, выплатит 2,6 миллиарда долларов в виде штрафов и наймет независимого контролера, который получит право отслеживать проведение операций на протяжении следующих двух лет.

Размер финансового наказания был предопределен тем, что «цюрихские гномы», как зачастую именуют банкиров альпийской республики, не продемонстрировали желания сотрудничать с американским следствием. Если конкретно, то они тормозили процесс передачи финансовых бумаг, удалили из памяти компьютеров важные послания по электронной почте, провели собственное внутреннее расследование, в ходе которого, видимо, умышленно не стали снимать показания с ключевых свидетелей.

Строго говоря, министерство юстиции США посчитало нужным не доводить дело до крайностей, поскольку обвинение в совершении уголовного преступления могло автоматически означать, что банковский регулятор попросту лишил бы американское отделение «Креди Сюисс» лицензии.

Симптоматично, что объявление о компромиссе было сделано после закрытия биржи, чтобы акции банка не рухнули в одночасье. Американское правосудие пошло швейцарским банкирам навстречу еще в одном щекотливом вопросе. Не стало требовать раскрытия имен граждан США, которые в качестве клиентов «Креди Сюисс» замешаны в обмане своего национального налогового ведомства (страшнее греха и не придумать). По непонятным причинам власти США, смилостившись, решили принять во внимание швейцарский закон, гарантирующий анонимность клиентов банка.

Прецедент необъяснимой благосклонности в США к финансовым воротилам, впрочем, уже был отмечен: в 2012 году самая крупная финансовая группа в мире HSBC избежала санкций после обвинений в отмывании грязных денег.

Но первый камушек соскользнул с кручи: на очереди «под раздачу», сообщает «Нью-Йорк таймс», попал один из шести финансовых тяжеловесов в мире «Бэ-Эн-Пэ Париба» (BNP Paribas), входящий в легендарную троицу ведущих французских банков. США включили его в «черный список» и намерены взыскать сумму более 5 миллиардов долларов в виде штрафов.

Внесудебная кара, постигшая «Креди Сюисс», становится знаковой межой в истории всё более непростых отношений между обществом и государством, с одной стороны, и сосредоточившей в своих руках гигантские ресурсы, а, следовательно, и власть мировой финансовой олигархии.

Явно сказывается накопившееся в различных социальных кругах, в первую очередь, среди рядовых граждан, глубокое и обоснованное раздражение по поводу так и не избытого кризиса 2008 года, разразившегося по вине недобросовестной части банкиров, опутавших заемщиков хитроумными деривативными финансовыми продуктами. Правда, стоит вспомнить, что зачинщиками ипотечного коллапса, переросшего в глобальный финансовый кризис, были именно американские финансовые структуры.

Означает ли дело о нечистоплотности «Креди Сюисс», что американские законодатели, прокуроры, регуляторы и другие должностные лица, призванные стоять на защите интересов государства и общества, теперь с не меньшим рвением займутся и собственными банками?

Невольно вспоминается дело 12-летней давности, когда лопнул пузырь дутого благополучия нефтяного мейджора, компании «Энрон». Тогда вскрылось многое из тайного. Аудиторы из «Артур Андерсон», по сути, покрывали махинаторов в высшем руководстве «Энрона», и этот репутационный ущерб привел к их банкротству. Глава казначейства США Роберт Рубин, который затем занял высокий пост в финансовой группе «Ситигруп» (Citigroup), лоббировал интересы нефтяников в рейтинговых агентствах. Жена Фила Грэма, председателя Банковского комитета Сената, в тот момент входила в совет директоров «Энрона». И так далее.

В любом случае, публичная порка «Креди Сюисс» означает преодоление психологического барьера. Брэндон Гаррет, профессор школы права при Университете штата Виржиния, убежден, что на этом дело не закончится. Профессор считает: публика хочет, чтобы «те, кто несут ответственность за глобальный финансовый кризис, были призваны к ответу».

Вадим ВИХРОВ

Кстати
Название самой известной книжки профессора Гаррета изящно использует фразеологизм, основанный на известном выражении «Слишком крупные, чтобы стать неудачником» – Too big to fail. Его вариант: Too big to jail.
Название его монографии звучит так – «Слишком крупные, чтобы их посадить за решетку: как прокуроры заключают сделки с корпорациями».

№5(87), 2014

№5(87), 2014