Главная > Дневник событий > Политика > Это уже кризис доверия или будет еще хуже?

Это уже кризис доверия или будет еще хуже?

image_pdfimage_print

Вы, конечно, уже догадались, что речь пойдет об Украине. Давайте несколько сузим тему: о том, как восприняли происходящее в этой стране жители мощнейшего в экономическом, а, в известном смысле, и в военном отношении государства – Германии. Взглянем на результаты опросов населения.

Возвращение Крыма в состав России, ставшее для многих немцев изрядным шоком, вызвало и изменение отношения к Европейскому Союзу и НАТО. Сейчас среди жителей ФРГ, имеющих право голоса, насчитывается всего 45% тех, кто считает, что посредником в этой ситуации должны выступить ЕС и НАТО. Большинство же полагает: эту функцию должна взять на себя Германия. Вот такое отражение настроений в обществе… Европейский Союз, любимое детище Германии, в создание которого страна вложила гигантские силы и средства, отходит в сознании немцев на вторые роли? Судите сами.

Больше всего тех, кто выступает за новое видение германской роли в Европе, набралось среди жителей Восточной Германии – 60% (при 31% проценте «против»). В «старой» ФРГ соотношение совсем иное – 49:46. Причем, хотя и незначительно, но все же больше тех, кто выступает не за индивидуальную, а за командную игру вместе с партнерами по ЕС и НАТО.

В партийном разрезе за верность союзам выступают сторонники Христианско-демократического союза, ну и, понятное дело, Христианско-социального тоже. Но и там большинство не подавляющее, хотя заметное – 52% «за», 44% – «против». А вот приверженцы социал-демократов, зеленых, альтернативщиков и левых склоняются к посреднической роли Германии как таковой.

Авторитет НАТО в глазах немцев в свете последних событий, прямо скажем, не сильно вырос. Достаточно сказать, что 53% выступают против решения Североатлантического союза активнее защищать воздушное пространство восточноевропейских государств от возможных нарушений со стороны России. Тех, кто считает это решение правильным, насчитывается 40%.

При этом 61% граждан ФРГ полагают, что самолёты военно-воздушных сил ФРГ не должны участвовать в охране этого воздушного пространства. Но 35% все же приветствуют то, что берлинское правительство дополнительно выделило НАТО 6 истребителей для патрулирования в небесах Литвы, Латвии и Эстонии

Заметное неприятие вызывает расширение ЕС на восток: только 38% полагают, что принятие восточноевропейских государств в Союз было правильным шагом. А большинство – 56% – устроило бы, останься эти страны за его пределами.

В то же время, 67% опрошенных считают, что конфликт с Россией сплотил ЕС, а 65% выступают за продолжение европейской интеграции.

Почему результаты этих опросов – сами по себе не выявившие ничего трагического – были восприняты германскими политиками с изрядной долей беспокойства? Суть в том, что указанные подвижки произошли в основополагающих позициях, которые десятилетиями были сравнительно стабильны. Необходимость привязки ФРГ к западному союзу и его действиям разумелась сама собой, а теперь под вопрос поставлены действовавшие долгие годы принципы внешней политики и политики безопасности.

В этих результатах довольно отчетливо проглядывает стремление многих немцев к тому, чтобы их страна начала играть роль самостоятельного полюса или, если угодно, центра силы, находящегося между Востоком и Западом. Надумает ли Германия осваиваться со своей новой-старой ролью центрально-европейской державы? Не зря же Наполеон твердил, что география – это приговор. Вот и выходит: противоречить очевидной истине можно, но только некоторое – пусть и по историческим меркам – время.

Разумеется, на отношение к США в Германии очень сильно повлияла откровенно дуболомная позиция США в вопросе о прослушивании ведущих политиков ФРГ: делали, делаем и будем делать, а на ваше мнение нам… Останется ли возмущение немцев просто временным эмоциональным всплеском или будет иметь долгосрочные последствия – увидим.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№4(86), 2014

№4(86), 2014