Главная > Дневник событий > Нововведения > ФРГ: Минимальная норма зарплаты с большими последствиями

ФРГ: Минимальная норма зарплаты с большими последствиями

image_pdfimage_print

Одно из первых решений нынешнего коалиционного правительства ФРГ предусматривает введение новой нормы минимальной почасовой оплаты труда. Начиная с 1 января 2015 года, никто больше не сможет получать менее 8,5 евро в час. Решение вроде бы сугубо позитивное, всецело поддержанное профсоюзами, а о самих работниках что уж и говорить. Ну, кто, в самом деле, откажется получить прибавку к жалованию?

Но вот среди специалистов по трудовым отношениям восторженного единодушия в этом не наблюдается. К числу скептиков можно отнести директора Института по изучению проблем рынка труда, профессора Боннского университета, экономиста Клауса Циммермана. Он считает, что в Германии эта вроде бы разумная мера может иметь тяжелые последствия, поскольку она слишком далека от реалий рынка.

Начнем с рассмотрения вопроса, почему это повышение не благо, а, по мнению К.Циммермана, скорее зло. Медианный показатель почасовой оплаты для того, кто занят полный рабочий день, составлял в Германии в 2012 году 17,10 евро. Таким образом, после подъема минимум оплаты будет составлять 50% от среднего уровня. Тем самым ФРГ заметно превысит средний по «Организации экономического сотрудничества и развития» показатель в 40%. Соответствующим образом из-за роста оплаты труда снизится и конкурентоспособность германских компаний на общеевропейском рынке.

К.Циммерман утверждает, что в результате такого скачка 600 тысяч человек, или 1,38 % от общего числа занятых, будут вынуждены лишиться работы. В первую очередь это коснется женщин, низкоквалифицированных работников, жителей пяти восточных земель ФРГ… Словом тех, кто и так зачастую оказывается на рынке труда далеко не в преимущественном положении.

Безработица в стране увеличится до 8,7% самодеятельного населения – с нынешних 7,3%. Больнее всего это ударит по сектору услуг в целом и всем тем, кто работает неполный день. Показательно, что именно в этих сегментах в последние годы зарегистрировано особенно заметное увеличение числа рабочих мест, напоминает К.Циммерман. Тяжело придется мелким предпринимателям и жителям Восточной Германии.

В результате увеличится число людей, работающих «по-черному», то есть получающих деньги из рук в руки, и не делающих никаких отчислений. Больше станет и тех, кому придется идти на другие ухищрения. К примеру, формально объявить себя «самозанятым», то есть, не работающим по найму, и, соответственно, не заключающим трудового договора, а на самом деле преспокойно работать, как и прежде – на своего хозяина.

Профессор считает также, что повышение минимальной оплаты станет дополнительным «антистимулом» для многих категорий работников. Скажем, для молодых людей, только начинающих свой трудовой путь, для тех, кто не получил высокую квалификацию, или тех, кто долго сидел на пособии по безработице.

Сносный уровень минимальной оплаты сделает привлекательными даже самые примитивные профессии: к чему учиться, если деньги и так платят? «Вместо того чтобы взращивать и аккумулировать человеческий капитал, который играет все более важную роль в мировой экономике, мы будем подталкивать молодежь соглашаться на нестабильную и малоквалифицированную работу, сужая возможности их профессионального роста и перспективы развития», – считает К.Циммерман.

Разница в оплате труда в странах Европейского Союза и свобода перемещения трудовых ресурсов, остающаяся одним из столпов единого европейского рынка, приведет к тому, что даже места «по восемь с полтиной в час» будут иметь высокую привлекательность для работников из других стран, где столько и квалифицированным людям не платят.

Но умелый мастер уважает себя и свою профессию, и ему сниматься с места чаще всего не резон. А вот тот, кто озабочен только тем, чтобы срубить деньжат – все равно за какую работу – может попытаться поискать счастья в Германии, в которой и своих неумех вполне хватает.

Вводится новый стандарт минимальной оплаты под самым благовидным предлогом: дескать, надо же бороться за достижение социального равенства. Но ведь вместе с ростом заработка повысится и начисленный налог, и в итоге реально получаемая сумма может увеличиться не столь уж значительно. Хотя, конечно, всякое даяние – благо, с этим не поспоришь.

Еще один изъян нововведения в том, что те, кто согласятся на минимальную оплату, вовсе не обязательно живут в семьях с низкими доходами. Так что достижению социальной справедливости в перераспределении доходов это тоже не послужит. «Изменение минимальной оплаты – весьма неэффективное средство борьбы с неравенством», – замечает К.Циммерман.

Ну, хорошо, с тем, «кто виноват», мы, вроде бы, разобрались. Но вопрос «что делать?» по-прежнему остаётся, хотя решение принято и обратного хода не будет. Для смягчения негативного эффекта профессор предлагает вводить указанный минимум не сразу, а поэтапно, для отдельных категорий работников, чтобы можно было сразу устранить выявленные неполадки.

Правда, у правительства ФРГ, по его мнению, пока нет намерений оперативно отслеживать ситуацию на рынке рабочей силы, анализируя динамику изменений уровня занятости и оплаты труда. Так что, скорее всего, повышение будет происходить по известному принципу – всем сестрам по серьгам.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№4(86), 2014

№4(86), 2014