Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Непреодолённый раскол Германии

Непреодолённый раскол Германии

image_pdfimage_print

Нет, речь сейчас пойдет не о том, 40-летнем послевоенном расколе германского государства, который формально прекратился 25 лет назад, но фактически сохранился, а в некоторых сферах даже усилился.

Интересующие нас разделительные линии пролегают в ФРГ повсюду, но не зависят ни от географии, ни от истории. Экономически самая мощная страна зоны евро является обладательницей еще одного общеевропейского рекорда – неравенства в распределении богатства. Такого разрыва между богатыми и бедными нет больше ни в одном государстве с единой европейской валютой.

Германский институт экономических исследований установил, что 1/5 населения ФРГ не имеет вообще никакой собственности. А вот те, кто принадлежат к богатейшему одному проценту населения, имеют акции, недвижимость, страховые накопления на сумму минимум 800 тысяч евро. Богатейшие же 10% располагают 217 тысячами евро или большей суммой.

Прискорбная ситуация законсервировалась, если можно так сказать, еще с 2007 года, с которого показатели остались практически неизменными, подтверждает Маркус Грабка, один из авторов исследования. Коэффициент Джини, принятая у ученых мера неравенства, (статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. – Прим. ред.) достигает в ФРГ 0,78 пункта. Здесь к ней может приблизиться разве что Австрия. Франция (0,68), Италия (0,61) или тем более Словакия (0,45) остаются далеко позади. Вообще эта «разница между посудомойкой и миллионером» больше разве что в США – 0,87 пункта.

Что касается «старой» и «новой» ФРГ, то с точки зрения распределения богатства за минувшие 25 лет положение отнюдь не выправилось. В среднем в пяти восточных землях – на территории бывшей ГДР – стоимость собственности, имеющейся у взрослого человека, составляет 41 тысячу евро. Для других регионов Германии этот показатель в два с лишним раза больше – 94 тысячи евро. И в обозримом будущем, замечает Маркус Грабка, изменения если будут, то незначительные. Причина в том, что в накоплении богатства большую роль играет наследственная собственность. А если человеку нечего передать потомкам, кроме своего доброго имени, то и изменений ждать не приходится.

Не надо быть крупным экспертом, чтобы догадаться: хуже всего дела идут у безработных. Средняя стоимость принадлежащей им собственности снизилась в период с 2002 по 2012 год с 30 тысяч до 18 тысяч евро.

Правда, здесь сказалось то, что на рынке труда сейчас в Германии ситуация в целом пристойная, и многим удалось-таки найти прилично оплачиваемую работу. Но уж тем, кому не повезло, не позавидуешь… И дело не только в том, что они лишаются достойных жизненных перспектив.

Реформа системы социального обеспечения в ФРГ предусматривает весьма безжалостный подход. Прежде чем претендовать на получение пособия, причитающегося продолжительно лишенному работы, распродайте все, что купят, а деньги проживите. Результат очевиден: у 2/3 безработных вовсе нет собственности, зато накоплены изрядные долги. Вот и попробуйте в такой ситуации встать на ноги.

Кстати – о долгах. За последние годы задолженность германских граждан быстро растет. В минувшие десять лет доля людей, имеющих большие долговые обязательства, выросла с 27,5% до 32%. Понятно, что для них перспектива влачить нищенскую старость является отнюдь не умозрительной. И здесь опять-таки к группе риска надо отнести, прежде всего, жителей Восточной Германии, подчеркивает Маркус Грабка. И противопоставить этому они не смогут ровным счетом ничего.

У мужчин в этом отношении дела обстоят лучше, чем у женщин. Особенно трудно тем представительницам прекрасного пола, которые растят детей в одиночку. Те из них, у кого есть один ребенок, в среднем располагают собственностью, стоящей 35 тысяч евро. Но если речь идет о двух детях, то сумма сразу снижается до 21 тысячи евро. Надо ли говорить, что у бездетных положение тоже менее драматичное, чем у тех, кто воспитывает детей?

«Единый паритетный союз» – есть в Германии и такая организация, объединяющая все союзы, борющиеся за справедливое распределение общественных благ – устами своего исполнительного директора Ульриха Шнайдера осудила правительственную политику в этой области, назвав её «не только антисоциальной, но и просто непристойной». Союз предложил политикам активнее привлечь богатых немцев к решению насущных проблем общества.

Райнер Хофман, член правления «Германского совета профессиональных союзов», тоже потребовал от властей сделать «необходимые выводы». Правительство, по его мнению, должно установить повышенную минимальную почасовую оплату труда и внимательно следить за заключением трудовых договоров, чтобы препятствовать различным махинациям работодателей.

Андрей ГОРЮХИН

№4(86), 2014

№4(86), 2014