Главная > Финансы & банки > Опыт > Швейцария: угрозы германского вице-канцлера

Швейцария: угрозы германского вице-канцлера

image_pdfimage_print

Вице-канцлер ФРГ и министр экономики Зигмар Габриэль пригрозил швейцарским банкам принятием жестких мер, если они продолжат действовать в прежнем русле. О чем речь? Думаю, вы уже сами обо всем догадались: утаивание от налогов миллионных прибылей, полученных в результате спекулятивных гешефтов, стало привычной бизнес-моделью для некоторых банков этой республики. «Надо принудить швейцарские банки открыть все данные», – требует германский политик.

Но этот призыв к прозрачности – далеко не самое грозное в речах З.Габриэля. Вице-канцлер без обиняков заявил, что было бы хорошо, окажись все члены правлений таких банков на скамье подсудимых – вместе с теми, кого судят за уклонение от уплаты налогов. По его мнению, банкиры являются прямыми пособниками в совершении налоговых преступлений.

Поводом для столь грозных обобщений стало дело Ули Хённеса, президента мюнхенского футбольного клуба «Бавария». Этот бывший виртуоз кожаного мяча и самый успешный спортивный менеджер в истории ФРГ не заплатил налоги почти с 30 миллионов евро, полученных за операции, провернутые в швейцарском банке «Фонтобель»*1. Не так давно суд приговорил его к тюремному заключению сроком в три с половиной года.

Статс-секретарь министерства финансов ФРГ Михаэль Майстер также был среди тех, кто счел нужным высказаться по поводу истории с Хённесом. Приговор он оценил как единственно правильный, но добавил, что в перспективе капиталы, хранимые немцами в Швейцарии, смогут облагаться налогом благодаря налаживанию обмена информацией между соответствующими органами двух стран. Этому будут способствовать сближение банковских процентных ставок в рамках всего ЕС и дополнительные договорённости с Швейцарией.

Александр ВАРВАРИН

*1 Что натворил Ули Хённес
Вам кажется, что три с половиной года тюрьмы за уклонение от налогов – это чересчур? А вот германская прокуратура так не думает: обвинитель просил для Ули Хённеса пять с половиной!
Опытный футбольный менеджер через свой счет в швейцарском банке «Фонтобель» многие годы проворачивал крупные биржевые спекуляции. Налогов, понятное дело, не платил: что он, рыжий, что ли? Когда обстановка начала сгущаться 17 января 2013 года, «уклонист» донес сам на себя, надеясь на прощение, в принципе обещанное именно для таких случаев. Заявил он о том, что не уплатил положенное с суммы в 3,5 миллиона евро, но жестоковыйная прокуратура решила, что прощения не будет, а будет подробное разбирательство в суде. И в ходе оного выяснилось, что от налогов было скрыто 27,2 миллиона евро. Ну, тут уж на снисхождение рассчитывать не приходилось. Даже человеку, под руководством которого «Бавария» в одном сезоне выиграла национальный чемпионат, Кубок страны и Лигу чемпионов.
Сам Хённес заявил, что принял приговор с полным пониманием и осознанием совершенных нарушений. «Уклонение от налогов было самой большой ошибкой моей жизни. Последствия этой ошибки я возлагаю на себя», – написал он. И добавил, что вопреки советам адвоката решил не подавать апелляцию, поскольку хочет, наконец, завершить затянувшееся дело и не согласен многие месяцы ждать решения вышестоящей инстанции, а то и вовсе переживать перипетии еще одного процесса. Разумеется, никакой боязни устрожения наказания у Хённеса при этом нет: германские законы такого не допускают. Со всех своих постов он, конечно, ушел в отставку.
За решетку, тем не менее, он отправится не сразу. Прокуратуре в таких случаях предоставляется неделя на принятие решения, будет ли она добиваться пересмотра дела. Если этого не случится, то все же предстоит соблюсти еще целый ряд формальностей. Во-первых, Хённес должен получить на руки письменное решение суда, в котором будет приведена точная сумма судебных издержек. Их тоже ему придется заплатить. Во-вторых, только когда все необходимые документы поступят в прокуратуру, она сможет установить точный срок начала отбывания наказания.
Сидеть ему придется, скорее всего, в тюрьме «Ландсберг», что в одноименном баварском городе на реке Лех. Тем, кому это название ничего не сказало, стоит напомнить, что именно в этом узилище после «пивного путча» отбывал свой срок Адольф Гитлер. Сейчас туда определяют заключенных, приговорённых к срокам дольше двух лет.
Поначалу сидеть ему придется на общих основаниях. И только после некоторого срока, продолжительность которого закон не устанавливает, сможет ходатайствовать о переводе на более мягкий режим. Решение об этом принимает администрация тюрьмы.
Скептики полагают, что и раскаяние, и отказ от апелляции, и смиренное признание собственной вины – это лишь расчетливая стратегия, нацеленная на то, чтобы демонстрацией столь деятельного раскаяния улучшить свой имидж. А там – кто знает…
Между прочим, фрау канцлерин уже выразила Ули Хённесу свое уважение. А сам приговор все политики наперебой расхваливают как блестящий пример эффективности правового государства, которое воздает по заслугам, не делая скидки на известность и богатство. И именно поэтому, даже согрешив, Хённес останется не только для преданных болельщиков «Баварии» «тем самым Ули» – простым сердечным парнем, душой своего клуба.

№3(85), 2014

№3(85), 2014