Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Разрушит ли Меркель монополию США на Интернет

Разрушит ли Меркель монополию США на Интернет

image_pdfimage_print

Чаша терпения потомков гордых тевтонов переполнилась до краев, коль скоро бундесканцлерин Ангела Меркель замахнулась едва ли не на самое святое, что прежде связывало страны «свободного мира» – на Интернет, говорящий не столько на английском, сколько на американском языке.

В своем еженедельном подкасте (видеообращении к гражданам Германии) фрау Меркель без дипломатических околичностей объявила, что у Евросоюза не остается иного выбора, кроме как создать собственную общеевропейскую сеть Интернета, которая была бы самостоятельна и не зависела от мега-серверов, размещенных в США. Сейчас вся информация, выкладываемая европейцами во всемирной паутине, включая их послания друг другу по электронной почте, сперва автоматически отправляется в путешествие через океан, где ее просеивают, как выяснилось, спецслужбы США, и только затем идет обратно к своим адресатам.

Строго говоря, отслеживание официальной и частной переписки/телефонных разговоров начинается уже на территории самой Европы. Как напоминает лондонская «Индепендент», в октябре прошлого года вскрылась правда: личный телефон федерального канцлера Германии прослушивался с помощью аппаратуры, установленной на крыше посольства США в Берлине. Аналогичные «уши» свешиваются с крыши посольства Британии.

Разоблачения бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена (см. «Бельгия оценивает ущерб от американской слежки», №6-8(78), 2013) уронили взаимное доверие между Берлином и Вашингтоном до низших пределов. Официальный представитель федерального правительства Филип Миссфелдер сравнил достигнутое ныне дно во взаимоотношениях с провальным 2003 годом, когда США напали на Ирак без санкции ООН и при отсутствии не только поддержки, но и понимания со стороны Франции и Германии. Тогда, напомним, возникла тройственная Антанта (или фронда) в виде оси Берлин-Париж-Москва.

В Вашингтоне, по мнению проницательного американского аналитика Уильяма Пфаффа (проживающего все последние годы в Париже), явно недооценили степень возмущения немцев тем, что за ними продолжают приглядывать, как во времена «холодной войны». Нелишне напомнить немецкий политический фольклор той поры: расквартированный в Германии ограниченный воинский контингент США выполнял двойную функцию – «отваживать русских и придавливать немцев» (“to keep the Russians out and the Germans down”). Такое не забывается.

И сегодня немцы отчетливо понимают, а потому негодуют, пишет У.Пфафф, что АНБ занимается «экономической, торговой и технологической разведкой по всей Европе». Промышленный шпионаж – животное другой масти, не путать с зоологией времен идеологического противостояния двух блоков. Не случайно, добавляет политолог, «страны ЕС сыты этим по горло».

Не ускользнула от внимания СМИ и такая деталь: когда фрау Меркель сообщила о намерении создать своего рода «Евронет», из Парижа поступил положительный отклик. Несмотря на прилюдное взаимное обожание Барака Обамы и Франсуа Олланда в ходе визита французского президента за океан.

Более того, как утверждают авторы журнала «Шпигель», им удалось добыть информацию о том, что в ряде спецслужб Германии разрабатываются дополнительные меры по «контршпионажу», объектом которого станут американское АНБ и его британский аналог. Военная разведка, к примеру, активизирует слежку за американскими и британскими агентами. Журнал приводит уже известный факт, что в течение только одного дня (7 января 2013 года) АНБ перехватило данные о 60 миллионах телефонных звонков, сделанных германскими гражданами. Следить за «старшим братом» по НАТО германские контрразведчики будут отныне строго.

Переход к активной фазе противодействия шпионским операциям США в Европе был спровоцирован фактическим отказом Вашингтона взять на себя обязательства прекратить держать Германию «под колпаком» и перевести ее в категорию привилегированных партнеров, таких как Британия, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Ехидный Пфафф по этому поводу замечает: «Любой обозреватель, у которого английский язык – родной, вам скажет, что Берлину лучше было даже не соваться с таким предложением».

Реакция Берлина последовала вполне логичная. И «Евронет» также вписывается в новую стилистику взаимоотношений США и Германии. Правда, фрау Меркель признала, что создать автономную «паутину» и гарантировать безопасность электронного общения граждан Европы будет сложно. Хотя бы потому, что «некоторые страны обладают более слабой системой защиты персональных данных, чем Германия». Пока не ясно, будет ли ограничен на территории Германии доступ к Google и Facebook, но не исключено, что эти компании, засветившиеся своим сотрудничеством с американскими спецслужбами (обе этот факт отрицают), окажутся под контролем.

В любом случае, тема «суверенного» информационного пространства единой Европы отныне и навсегда стала частью повестки дня Евросоюза.

Что дальше? Дальше всех в прогнозах идет У.Пфафф, утверждающий, что «украинский кризис и германо-американский спор по поводу шпионажа АНБ, без всяких сомнений, знаменуют начало конца эпохи доминирования США в Европе в том виде, в каком это существует с момента краха коммунизма. Разрыв может быть либо драматичным по форме, либо вежливым и протяженным во времени, но разрыв неизбежен».

Владимир МИХЕЕВ

№2(84), 2014

№2(84), 2014