Главная > Дневник событий > В фокусе > Девяносто из ста

Девяносто из ста

image_pdfimage_print

Столько лет люксембургские католики во власти и при власти

Юбилей старейшей в Европе партии, консервативной – в классическим понимании – отмечали скромно, но с достоинством. Строго говоря, Христианско-социальная народная партия (ХСНП) была создана в 1944 году, но не на пустом месте. Она вышла из сутаны правой партии, образованной еще 16 января 1914 года группкой правоверных католиков. Эта отправная веха дала основание 600 товарищам по партии собраться через сто лет на дружескую пирушку, помянуть прошлое, воздать по заслугам.

В числе заслуг, не мог не припомнить лидер ХСНП Михель Волтер (он же Мишель Вольтер, если произносить на французский манер), – самое длительное пребывание у власти. За век партия делегировала своих представителей в кабинет министр и сажала своего человека в кресло премьера на протяжении 90 лет!

Сегодня ХСНП представляет собой мощную политическую организацию со 180 структурными подразделениями: территориальные отделения, «молодогвардейцы», женская фракция и т.д. Численность превысила 10300 человек, из которых 500 влились в ряды после июня 2013 года (для сравнения: все население Люксембурга на июль прошлого года составляло 514862).

Помянули и персонально ключевые фигуры. Пьер Вернер – первый министр со 2 марта 1959 по 15 июня 1974 и с 16 июля 1979-го по 20 июля 1984 года, при котором герцогство обрело все приличествующие черты международного финансового центра. Жак Сантер – премьер с 1984-го по 1994 год, вынужденный «председательствовать» при закате черной металлургии, некогда станового хребта местной промышленности.

Не мог удержаться Михель Волтер и от того, чтобы не подпустить шпильки в адрес оппонентов. Еще в 1919 году именно христианские консерваторы ратовали за наделение избирательными правами женщин – «и в этом заслуга вовсе не социалистов или либералов».

Подчеркивая связь времен и преемственность, глава ХСНП провозгласил: «Кредо партии остается неизменным: социальное равновесие». А позднее добавил, что у них, у христианских социальных народников, «на первом месте – страна, и только потом партия».

Затем слово предоставили политику-тяжеловесу, занимавшему пост премьера на протяжении 18 лет (см. «Жан-Клод Юнкер: сфинкс, ждущий разгадки», №10(80), 2013), заверившему соратников, что когда «нашей партии исполнится 150 лет, мы все еще будем здесь». Месье Юнкер на этот раз был лаконичен, но успел заметить, что потуги тройственной коалиции, выбившей их из власти, его сильно смущают, и он сомневается, что правительство сможет продержаться отпущенные ему пять лет.

Одновременно Ж.-К. Юнкер обозначил идеологическую платформу партии: «Мы – третья сила, находимся между трудом и капиталом, мы никогда не призывали ни к классовой борьбе, ни к гипер-либерализму». И в довершение (см. «Либерал Ксавье Беттель: искушение властью» , №12(82), 2013) поклялся: ХСНП «никогда не станет либеральной партией!»

Кстати
Вопреки идейным разногласиям, Ксавье Беттель готов поддержать кандидатуру Жан-Клод Юнкера на пост председателя Еврокомиссии на смену Жозе Мануэлу Баррозу. Понятно, что в этом усматриваются и корыстные мотивы: реального конкурента спроваживают в Брюссель. Попутно месье Беттель опроверг спекуляцию германского журнала «Шпигель», будто бундесканцлерин Ангела Меркель противится этому возвышению Юнкера на том основании, что он-де частенько рубит с плеча и потому может создать дипломатические трения.
А сам Ж.-К. Юнкер в начале января объявил, что склоняется к мысли выдвинуть свою кандидатуру (в принципе, это прерогатива политических партий панъевропейского масштаба), но при определенных условиях: «если меня устроят программа и другие вещи» (интервью германскому радио RBB). В конце года швейцарская газета «Нойе Цюрхер Цайтунг» пустила слух, что будто бывшему премьеру предложат пост генерального секретаря Совета Европы, но Ж.-К. Юнкер почти мгновенно это дезавуировал.
В середине января стали появляться его высказывания, раскрывающие подход к состоянию единой Европы в период неполного выхода из кризиса. Стоит отметить, по крайней мере, три момента. Первое: во время визита во Францию Ж.-К. Юнкер посетовал, что местная пресса создает негативный имидж Люксембурга как некоего «финансового рая», что подразумевает – здесь могут укрываться не вполне порядочные налогоплательщики из соседних стран. Второе: необходимо сделать акцент на придании динамики «европейскому рынку занятости», создать, в частности, гарантии обучения и трудоустройства для молодых. Третье: нужно больше «гордиться Европой», не забывать об успехах, достигнутых в Евросоюзе.
По всем признакам, медленно, но верно Ж.-К. Юнкер включается в предвыборную кампанию, что обещает нескучные выпуски новостей.

Владимир МИХЕЕВ

№1(83), 2014

№1(83), 2014