Главная > Дневник событий > Иммиграция > Швейцарцы устали от приезжих

Швейцарцы устали от приезжих

image_pdfimage_print

Вивиан Рединг считает проблему надуманной

Швейцарская народная партия, которую не без оснований считают право-популистской, давно известна своим, мягко говоря, настороженным отношением к проблеме иммиграции. В первую очередь, речь, разумеется, идет о «понаехавших из дальних стран», но последняя инициатива «народников» касается вообще всех нешвейцарцев. Представители этой партии принялись педалировать вопрос о том, что необходимо ограничить въезд в Альпийскую республику и для граждан ЕС, а то, дескать, к 2060 году в стране будет больше половины некоренного населения.

Заметьте, речь идет о влиятельной политической силе, имеющей в Федеральном собрании – местном парламенте – крупнейшую фракцию из шести десятков депутатов, это вам не жук чихнул! В правительстве «народник» Ули Маурер сейчас возглавляет департамент обороны, гражданской защиты и спорта.

Вообще, к Европейскому Союзу «народники» относятся без всякого почтения и жестко оппонируют тому, что они считают втягиванием страны в это объединение, проводимым тихой сапой, или, как это называется по-немецки, «на мягких лапках». Почему?

Детальный разбор этой проблемы уведет нас слишком далеко, но вкратце можно ответить так. Нынешняя ситуация Швейцарии очень удобна, поскольку страны Европейского Союза для неё открыты во всех отношениях, но его нормы и правила обязательными для Альпийской республики не являются. Швейцария 20 лет назад отказались вступать в ЕС, и с тех пор Берн и Брюссель ведут нескончаемые переговоры о согласовании взаимных требований. Швейцарцы мастерски этим пользуются и совсем не прочь длить такое положение вещей до бесконечности. Брюсселю это надоело давно, а с некоторых пор недовольство стали проявлять и лидеры ведущих стран Союза. От Берна потребовали выбрать, наконец, на каком из стульев он будет сидеть дальше. Пока швейцарцы умело и цепко сопротивляются, но терпению ЕС явно приходит конец.

Свидетельством этого стало январское интервью заместителя председателя Европейской Комиссии Вивиан Рединг швейцарской газете «Швайц ам Зонтаг». С ним стоит познакомиться подробнее. Надо только иметь в виду, что для внешнего употребления Брюссель всегда заявлял, что свобода перемещения людей – одна из несущих основ Союза. При этом для внутреннего употребления можно было на семь лет ограничить эту свободу, к примеру, для принятых в 2007 году Болгарии и Румынии: перетопчутся, не велики баре. Так что же на тему миграции сообщила швейцарцам видная брюссельская чиновница?

Миграция – это не улица с односторонним движением, сказала она, вот живет же в странах ЕС 430 тысяч граждан Швейцарии. И вообще, высокая квота иммиграции соответствует швейцарским интересам, поскольку экономика страны не сможет функционировать без приезжих. Этот аргумент был подкреплен удивительным примером: «В конце года я была в маленькой швейцарской деревне, где было много ресторанов и практически все они принадлежали сербам. И все этим были довольны». Уважаемая дама, похоже, забыла, что Сербия еще довольно далека от вступления в ЕС. Или она перепутала сербов с хорватами? А, может, со словенцами? Разобраться трудно.

Собеседник попытался сказать ей, что 80 тысяч мигрантов из стран ЕС в год – это для маленькой Швейцарии много. Но не на ту напал! «Как гражданка Люксембурга, могу вам сказать, что у нас 42% населения – иностранцы, а среди работающих и вовсе 70%», – парировала она. И вообще, приезжие – это не туристы, они работают и платят налоги. Пока ситуация, по её словам, далека от критической, в том числе и в плане социальном: квота получающих соответствующие пособия граждан ЕС (3,7%) даже ниже, чем аналогичная доля швейцарцев – 4%. Вот такой была реакция на слова о том, что швейцарцы опасаются долгосрочных последствий нынешней миграционной политики… Дескать, давайте разбираться с неприятностями по мере их поступления.

Переговорные перспективы для швейцарской стороны госпожа Рединг обрисовала конкретно и жестко. Без европейского внутреннего рынка экономика страны функционировать едва ли сможет: 60% швейцарского экспорта поступает именно туда. Пользоваться преимуществами без обязательств швейцарцам Брюссель больше позволять не хочет. А если доступ на рынки ЕС для Альпийской республики будет затруднён, то все крупные компании из неё сбегут, пообещала госпожа Рединг.

Путь двусторонних переговоров она считает полностью исчерпанным: подписано 120 различных документов, работают десятки технических комиссий и все это протекает, по её мнению, «непрозрачно, бюрократично и не соответствует духу времени». В общем, мы вам не угрожаем, а просто предупреждаем о возможных последствиях, как говорят в гангстерских фильмах.

Реакция «народников» на это интервью была легко предсказуемой. Лидер партии Тони Бруннер отметил, что он не удивлен этими высказываниями, дескать, что еще делать брюссельской чиновнице, как не защищать официальную линию Союза. Его же, Бруннера, позиция заключается в следующем: Швейцария не является частью внутреннего рынка ЕС и не собирается ею становиться. И правительство Швейцарии (оно там называется Федеральным советом) должно быстро добиться ясности в этом отношении. Что касается переговоров по институциональным вопросам, то уж коли, по мнению Рединг, основы для них нет, то надо их прекращать. Оппозиционное фрондерство? Ой ли… Может быть, учет мнения значительной части сограждан?

Еще в октябре прошлого года внешнеполитическая комиссия Национального совета потребовала от правительства Швейцарии сообщить ЕС, что Альпийская республика не имеет намерений становиться членом европейского внутреннего рынка. По мнению Тони Бруннера, эта весть Брюсселем не была воспринята.

Да и бернское правительство (смотри его решение от 18 декабря прошлого года) полно решимости продолжить работу с ЕС под лозунгом «Возобновить и усилить двусторонние переговоры». Брюссельские партнёры явно видят перспективы сотрудничества совсем иначе.

Вот интересно, как они вообще собираются договариваться друг с другом?

Сергей ПЛЯСУНОВ

№1(83), 2014

№1(83), 2014