Главная > Дневник событий > Особый путь Виктора Орбана

Особый путь Виктора Орбана

image_pdfimage_print

Венгрия приняла новую конституцию

Конституцию – основной закон страны – не меняют в зависимости от времени года или смены правительства. Для тонкой подстройки законодательного базиса под изменившиеся реалии есть другие рабочие инструменты. И поэтому, если дошло до переписывания буквы конституционных заповедей, значит, что она перестала соответствовать велению времени. Или отвечать конъюнктурным интересам правящей группировки политического класса.

Часто оба мотива присутствуют в равной степени, как это наглядно проявилось при принятии новой конституции 18 апреля парламентом Венгрии, где после выборов ровно год назад квалифицированное большинство получила – и умело пользуется им – коалиция правоцентристской партии Фидес («Союз молодых демократов») и их немногочисленных союзников из числа христианских демократов.

«Мы присутствуем при историческом моменте, – провозгласил спикер парламента Ласло Ковер, когда в поддержку обновленного основного закона выступили 262 депутата, а против всего 44. – Новая конституция строится на наших традициях и на нашем прошлом, но при этом стремится дать и даёт ответы на текущие проблемы и обращена в будущее».

Восторги по поводу переживаемого «исторического момента» раздались в основном из лагеря сторонников Фидес и финансовых аналитиков, которые высоко оценили клятвенное обещание правительства Виктора Орбана сократить дефицит госбюджета до 50% от ВВП (сейчас этот показатель равняется 80% ВВП). Одобрения удостоилось и записанное в Конституцию требование, что к госзаказам допускаются лишь те компании, у которых прозрачны структура собственности и вся их деятельность.

Похвальная риторика входила в клинч с громким порицанием. Критиков оказалось несть числа. Во-первых, поборников системы сдержек и противовесов насторожило, что отныне Конституционный суд будет лишен права принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенной политикой и налогообложением, правда, мера – временная, и будет отменена после того, как государственный долг упадет ниже отметки половины ВВП. Заодно расширяется состав КС, вместо 11 судей будет 15, и оппозиция не без основания опасается, что речь пойдет о политических назначенцах партии Фидес, как это уже произошло с многими государственными ведомствами, куда десантировали «людей Орбана».

Более того, предполагается образовать особый надзорный орган, призванный контролировать деятельность органов правосудия. Причем его глава будет назначаться парламентом, где, стоит напомнить, у Орбана и его партии есть квалифицированное большинство. Оппозиция будет бессильна продвинуть своих кандидатов. И не случайно Венгерская социалистическая партия и партия «Политика может быть другой» (LMP) бойкотировали работу над законопроектом, заранее почувствовав, куда ветер дует.

Возникает и неопределенность в отношении дальнейшей интеграции Венгрии в Евросоюз, поскольку по вводимым правилам регулирования финансовой сферы для вхождения в еврозону потребуется одобрение двух третей парламента, иными словами, депутатов правящей коалиции.

Во-вторых, любопытна формулировка конституции, что всех венгров объединяют «Бог и христианство». Это можно трактовать как признание государством только одного бога – христианского. Венгрия пока не затронута в такой же степени, как Голландия, Франция или Германия явлением, которое называют «исламизацией Европы». Однако многонациональный и многоконфессиональный состав населения имеет место быть и в этой центрально-европейской стране. В этой связи некоторую нервозность проявили венгерские иудеи, а ряд еврейских историков усмотрели в преамбуле новой конституции попытку обелить роль прежних политиков в Холокосте.

В новом основном законе можно найти параллели с позицией римско-католической церкви по фундаментальным вопросам. Например, за государством закрепляется обязанность защищать жизнь, но оговорено – жизнь начинается при зачатии, что подразумевает де-факто запрет на аборты. Более того, конституционно закреплено понятие брака – это союз мужчины и женщины, и только. Представители сексуальных меньшинств смогут удовольствоваться обычной регистрацией их нетрадиционных матримониальных отношений, но это не будет приравнено к законному браку. Венгерские геи сочли это дискриминацией.

На стадии обсуждения конституционной реформы были предложения наделить матерей правом дополнительного голоса от имени своего несовершеннолетнего ребенка или голосов по количеству детей. Такие идеи высказывал еще в 1980-е годы американский демограф Пол Демени, увидевший в этом шанс на восстановление справедливости. Однако венгерское общество оказалось не готово к торжеству полной демократии.

Больше всего стрел критики, что и ожидалось, было выпущено по конституционным мерам по ограничению полномочий конституционного суда. Бывший глава КС, ставший в 2005 году президентом Венгерской республики, Ласло Шойом в интервью изданию Heti Valasz назвал эти меры «болезненным цинизмом» и выразил сомнение, что все вернется на круги своя «при жизни нынешнего поколения».

Не менее важно в новом раскладе политических сил, что партия Фидес сможет контролировать такой важный орган, как Фискальный совет, надзирающий за исполнением бюджета, и после 2014 года, когда истекает мандат нынешнего правительства. Недаром против принятия конституции, сверстанной под В.Орбана, голосовали даже представленные в парламенте депутаты ультраправой партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию»).

Такой афронт не впечатлил партию Фидес. Лидер ее парламентской фракции Янош Лазар заявил с трибуны: «Мы в долгу перед теми венграми, которые свергли прежний режим, и перед теми, кто создал новый политические условия. Все, что делаем сегодня, должно было произойти раньше, а не 20 лет спустя. Сегодня мы отдаем свои долги».

В свою очередь глава партии Фидес и премьер-министр Виктор Орбан убежден, что новая конституция знаменует подведение черты под «переходным периодом» от коммунизма к демократии, а также очищение от скверны прежнего неумелого руководства, отмеченного скандалами. Кстати, юридическое сообщество критикует правительство Фидес за то, что принято решение снизить возрастной порог для выхода на пенсию судей с 70 до 62, что приведет к одному: оттоку грамотных и опытных профессионалов.

Несмотря на уверенность Фидес в своей популярности, эпизод с принятием конституции выявил неоднозначную реакцию в обществе. Согласно опросу компании Median, только 29% считают, что достаточно двух третей депутатов, чтобы принять новый основной закон. В то время как 57% убеждены, что следовало провести общенациональный референдум. Шаба Тот, политолог в мозговом центре Republikon Intezet, полагает, что с этого момента падение популярности партии Орбана, которое происходило весь истекший год, только ускорится. Впрочем, пока по популярности Фидес и лично Орбан с большим отрывом опережают всех своих политических оппонентов, а потому имеют все шансы надолго остаться у власти.

Владимир МИХЕЕВ

№5(55), 2011

№5(55), 2011