Учить или не учить?

image_pdfimage_print

В Испании не стихает дискуссия между сторонниками и противниками введения нового обязательного предмета для изучения в государственных и частных средних школах. Яблоком раздора служит «Обучение гражданственности», которому выделяется один час в неделю. С соответствующей инициативой выступило правительство социалистов во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, подчеркнувшее, что учителя смогут выбирать соответствующие учебники по своему усмотрению.

Главной целью нововведения власти считают содействие сохранению и развитию демократических ценностей, более эффективной защите прав человека. Однако влиятельная в Испании католическая церковь, а также правая оппозиция расценивают подобный шаг как атаку на христианскую мораль. Противники «Обучения гражданственности», при разработке которого учитывались идеологические тенденции и региональные особенности Испании, отвергают аргумент министерства просвещения, напоминающего, что подобный предмет преподается по рекомендации Совета Европы во многих странах континента.

Действительно, такая дисциплина в том или ином виде присутствует в школьном расписании 15 из 27 государств Европейского Союза, а также в Норвегии, но ее содержание значительно варьируется от страны к стране.

Например, в Болгарии на разных этапах обучения школьников и студентов преподают предмет «Мир и человек». Его темы охватывают такие вопросы, как национальная идентичность, народные обычаи, традиции, основы религии, наиболее распространенные причины конфликтов, особенно межэтнических. Много внимания уделяется проблемам этики, в частности, взаимоотношениям полов и семейной жизни.

Учащиеся начальных школ Греции изучают дисциплину, призванную облегчить познание окружающего мира. В средней школе она усложняется, и ей отведено уже два часа в неделю. Цель – сформировать из подростков ответственных граждан страны. Юные греки посвящают немало времени штудированию вопросов отношений отдельного человека с обществом, а также социальных проблем, с которыми они столкнутся во взрослой жизни.

В Италии «Гражданское образование» имеет давнюю традицию. Предмет выделяется среди других исторических и социальных дисциплин. Особое внимание уделяется изучению итальянской конституции, прав человека, законодательства во многих сферах.

В Норвегии, где церковь не отделена от государства, в школьную программу входит в качестве обязательной дисциплины «Христианство, религия и этика». Историю религий, а также моральные принципы, юные норвежцы должны усваивать довольно глубоко.

Польским школьникам серьезное внимание приходится уделять проблемам прав человека, дискриминации по расовому или половому признаку, а также внутрисемейным отношениям. При этом учебники подчеркивают, что семья – это основная ячейка, на котором зиждется все современное общество.

В Финляндии «Гражданская наука» преподается в школах уже около 30 лет, ее главная направленность – привитие терпимости молодому поколению. Изучение внутрисемейных отношений затрагивает в последнее время и такие деликатные отношения, как однополые браки и усыновление детей однополыми родителями.

В пятом классе шведских школ начинается преподавание предмета «Социальные науки», который охватывает широкий спектр проблем – от основных принципов демократии и предотвращения расовой дискриминации до взаимоотношения полов и вопросов этики. В старших классах учащиеся изучают современные политические системы и экологические темы.

Таким образом, власти многих европейских стран не уклоняются от ответственной роли – стремления привить молодому поколению гражданские, демократические, плюралистические ценности, присущие современному обществу.

Игорь ЧЕРНЫШЕВ

№11(16), 2007

№11(16), 2007