Главная > Финансы & банки > Валюта > Настала очередь британцев

Настала очередь британцев

image_pdfimage_print
Некоторые эксперты в сфере экономики считают, что Греция, при всех ее трудно решаемых проблемах, может на некоторое время перевести дух: внимание валютных спекулянтов будет переключено на Великобританию. Она столкнулась с огромными структурными проблемами, задолженность страны весьма велика, а на фунт стерлингов оказывается сильнейшее давление. Момент истины для Соединенного Королевства может наступить уже в конце марта, полагают некоторые.

Аналитик Айан Макфарлейн уверен, что из всех ведущих промышленных государств мира самые сложные проблемы стоят именно перед Британией. Дыра в бюджете составляет порядка 15% ВВП, а общая – правительства, предприятий и частных лиц – задолженность достигла примерно 460% ВВП. Чисто арифметически каждый британец вынужден теперь работать свыше четырех с половиной лет, чтобы расплатиться с наделанными долгами. А они, между прочим, растут и весьма быстро.

Недаром оксфордский профессор Клеменс Фюст считает, что единственным спасением для лондонского правительства могла бы стать программа жесточайшей экономии, которая одна только и может открыть путь к тому, чтобы расплатиться с такими долгами. А они почти так же велики, как и греческие, ставшие в этом отношении хрестоматийным, хотя и негативным примером.

Как же островитяне дошли до жизни такой? По мнению К.Фюста, в этом виноват не только финансовый кризис, но и колоссальный рост государственных расходов, начавшийся в конце 1990-х годов. Британцам понравилось жить не по средствам и на протяжении всего десятилетия экономического бума они увеличивали траты на 5-6% в год. Только в период между 1998 и 2004 годами они выросли с 36% ВВП до 42%. Любой экономист скажет, что это – колоссальная цифра.

Откуда дровишки? А просто в Лондоне были уверены, что экономический рост будет длиться вечно, и втайне, а то и открыто посмеивались над скуповатыми немцами, ведшими себя в это время куда сдержаннее.

Теперь британское правительство поставило перед страной благую цель – ополовинить дефицит к 2014 году, а к 2018 сделать бюджет бездефицитным. Как это оценивает К.Фюст? Он полагает, что замечательные намерения не имеют никакой связи с реальностью. «Чтобы этого добиться, британская экономика должна ежегодно расти на величину в 3-4%, а в эту возможность не верит и само правительство. Даже если страна будет изо всех сил экономить, задолженность в ближайшие годы продолжит быстро расти. Скажем, если экономика будет прибавлять по 2% в год, а правительство заморозит государственные расходы на нынешнем уровне, то к 2015 году долг вырастет с 50 до 100% ВВП», – считает ученый. А чтобы выбраться из долговой ямы, придется проводить такую экономию, по сравнению с которой тэтчеровское скупердяйство 1980-х годов покажется неслыханной расточительностью.

А ведь никто не может гарантировать, что европейские государства не накроет вторая волна кризиса, после которой все проблемы усугубятся многократно. Конечно, промышленный рост в Азии и Латинской Америке может, как на это надеется К.Фюст, сыграть роль локомотива, который вытянет за собой Европу. Но даже в случае столь благоприятного сценария экономить все равно придется очень серьезно: другого выхода нет.

Так или иначе тема оздоровления государственных финансов станет на долгие годы одной из важнейших в политических дебатах. Тем более что вес и влияние Европы в мире будут постоянно уменьшаться и это данность, от которой никуда не деться. И значит, свои проблемы ей придется решать за собственный же счет.

Андрей ГОРЮХИН

№3(42), 2010