Главная > Финансы & банки > Валюта > Евро: 10 лет вместе

Евро: 10 лет вместе

image_pdfimage_print
Кажется, это было вчера, однако прошло уже 10 лет с того момента, когда в 11 странах Европейского Союза появилась единая валюта – евро. В последний день 1998 года были окончательно зафиксированы паритеты валют – новорожденный стоил 1,16 доллара США, 132,8 японских иены или 0,7 британского фунта стерлингов. Но тогда новичок казался виртуальным, поскольку существовал пока только безналично. Ведь с того 1 января 1999 года прошло еще три долгих года, пока эта денежная единица появилась реально – в кошельках и бумажниках, поступила в повсеместное обращение в наличной форме.

Готовя переход на единую валюту, тогдашние власти стран ЕС и идеологи этого шага ставили перед евро три цели: постепенно уравновесить доллар на глобальных рынках, сделать более привлекательными инвестиции в зоне евро и выровнять там доходы.

Попутно обеспечивалась стабильность обменных курсов в этой группе стран, национальные денежные единицы которых в случае сохранения были бы, как и раньше, подвергнуты рискам биржевых потрясений. Сам факт отсутствия необходимости пересчитывать валютные курсы при торговле друг с другом (основные объемы торговли стран зоны евро осуществляются внутри нее) стал мощным стимулом для развития этой торговли, а, следовательно, и экономики в целом. От валютной стабильности выиграли в особой мере финансово менее стабильные страны, что привело к снижению стоимости кредитов и, следовательно, подтолкнуло экономическое развитие.

Конечно, спустя 10 лет и в разгар кризиса финансово-кредитного капитализма можно сказать, что именно доступность кредитов, например, в Испании привела там к строительному буму, который сейчас вызвал в этой стране спад – по модели США. Но это будет не совсем честно: перед тем, как обрушиться, рынок испанской недвижимости достиг огромного размаха, а строительная индустрия обеспечила всей экономике десятилетие быстрого роста.

Другие задачи единая европейская валюта тоже решила, постепенно превратившись во вторую (после доллара) всемирную резервную валюту. За этот период она существенно укрепилась, подорожав, например, к тому же доллару на 22%, и на 38% – к британскому фунту, который практически достиг номинального паритета с единой европейской денежной единицей.

Расширился и круг участников зоны евро. К первоначальному ядру (Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция) присоединились Греция (2001 г.), Словения (2007 г.), Кипр и Мальта (2008 г.) и, наконец, 1 января 2009 года – Словакия.

Показательно, что особо пострадавшая в ходе нынешнего кризиса Исландия, банковская и финансовая система которой практически сметена, вдруг задумалась о целесообразности вступления в ЕС, о чем еще недавно не шло и речи даже теоретически. Причина? Возможность воспользоваться благами единой валюты. Даже британцы, которые и слышать не хотели об отказе от своего фунта стерлингов, подумывают: не вернуться ли к обсуждению выгоды перехода на евро?

Андрей СЕМИРЕНКО

№1(29), 2009