Главная > Тенденции & прогнозы > ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ > Европейский Союз в зеркале общественного мнения России

Европейский Союз в зеркале общественного мнения России

image_pdfimage_print

Восприятие Европейского Союза в России находится в постоянной динамике. Оно чутко реагирует на успехи и неудачи европейского строительства. Мгновенно откликается на то, как позиционирует себя ЕС в международных делах. Дает четкую картину того, в каком состоянии находятся отношения между Россией и Союзом.

В 2005–2006 годах, после весомых поражений ЕС в торговых войнах с Китаем, провала референдумов по Конституционному Договору во Франции и Нидерландах и волнений пригородов, прокатившихся по ряду стран ЕС, российское общественное мнение начало относиться к этому объединению с несколько большим скептицизмом, чем прежде. Столкновение интересов России и ЕС на пространстве СНГ, то, какой оборот приняло соперничество в энергетической сфере, затягивание по вине ЕС запуска переговоров о новом широкоформатном соглашении, не всегда внятная и понятная политика Брюсселя на Ближнем Востоке и на Балканах еще больше подпортили имидж Европейского Союза в глазах россиян.

В общественном мнении возобладал, скорее, критический настрой по отношению к Брюсселю. Образ ЕС потускнел. Произошедшие изменения в восприятии очень хорошо продемонстрировал опрос, проведенный среди студентов Международного института управления в первой половине 2007 года.

С тех пор прошел почти год. Он был сложным, неоднозначным, противоречивым, наполненным самыми разными разнонаправленными событиями. Но для ЕС и для России он сложился удачно. Он был успешным.

Огромным напряжением воли Союз преодолел внутренний раскол, сковывавший его активность и заставлявший топтаться на месте, и согласовал Договор о реформе вместо провалившейся Конституции ЕС. Он вырвался из тисков конституционного кризиса и смог вновь приступить к формированию и осуществлению более энергичного, инициативного внутриполитического и внешнеполитического курса. Благоприятным образом для ЕС складывалась и экономическая конъюнктура. Темпы экономического роста оставались стабильными. Безработица снизилась.

Россия без непоправимых потерь прошла электоральный цикл. Ей удалось решить главную на настоящий момент задачу преемственности власти и сохранения политической стабильности. Экономические показатели – роста благосостояния, заработной платы, инвестиций, промышленного производства, ВВП, золотовалютных резервов были очень неплохими. Появились первые, пусть пока еще довольно робкие, признаки диверсификации экономики и перехода к инновационной модели развития. Позиции страны на международной арене существенно упрочились.

Однако сказать то же самое, что прошедший год складывался более-менее удачно или успешно, про межправительственные отношения между Россией и ЕС, было бы явной натяжкой. Они, может быть, и не сильно ухудшились. Но вывести их из состояния стагнации у партнеров откровенно не получилось. Давно назревшие переговоры о заключении нового широкоформатного соглашения взамен ныне действующего так и не начались. Свою поддержку вступлению России в ВТО, несмотря на уже достигнутые договоренности об условиях такого вступления, ЕС вновь обусловил дополнительными требованиями – на этот раз об отмене повышения вывозных пошлин на необработанную древесину. Весьма сильно разошлись Москва и Брюссель в трактовке проблематики общих ценностей. Обострились противоречия между ними на пространстве СНГ и по ряду других внешнеполитических досье. Еще более длинными стали перечень оснований для взаимного недовольства и список взаимных претензий.

Общественное мнение в России, похоже, вновь откликнулось на все эти процессы и события или их отсутствие очень чутко и мобильно. То, что подвижки в восприятии ЕС и качества сотрудничества между Россией и ЕС должны были произойти, не вызывает сомнений. Интересно, однако, насколько сильно в России поменялись представления о Союзе, в каком направлении общественное мнение стало эволюционировать, какую картинку перемен, проступающих на европейском континенте, они рисуют.

Получить некоторую пищу для размышлений по этому поводу помогает очередной опрос «нового поколения» студентов Международного института управления, проведенный в феврале 2008 года. Опрос носил столь же нерепрезентативный характер, как и в прошлый раз. Но поскольку студенты отвечали на тот же самый набор вопросов, что и тогда, полученные результаты (приводимые ниже) позволяют достаточно объективно оценить подвижки в восприятии всего комплекса завоеваний, которые ЕС ставит себе в заслугу, и основных характеристик сотрудничества между Россией и Союзом.

Прежде всего, бросается в глаза то, насколько более позитивная оценка, чем раньше, дается европейской интеграции в целом. Если раньше она рассматривалась как удавшийся или скорее удавшийся европейский проект лишь половиной респондентов, то теперь – почти всеми. Причем, очень интересно разобраться в том, что вызвало столь серьезное повышение акций ЕС в глазах молодежи.

Ведь никто из опрашиваемых не нашел, что европейская экономика находится в таком уж хорошем состоянии. Более того, скептическое отношение к ее конкурентоспособности даже несколько усилилось. И уверенности в том, что ЕС удается справляться с грузом социальных проблем, особенно не прибавилось. Не изменилось и мнение, что иммиграционная политика ЕС остается крайне неэффективной. Вряд ли объяснением может служить констатация того, что позиции евро в качестве мировой валюты существенно окрепли, – в свете последнего развития событий на финансовых рынках она сделалась для россиян само собой разумеющейся.

Значит, объяснение надо искать, скорее всего, в исчезновении факторов конституционного кризиса и раздрая в ЕС, крайне негативно влиявших все последнее время на восприятие европейского проекта и внутри Союза, и за его пределами. Усилия политической элиты ЕС и государств-членов по согласованию Договора о реформе, открывающему перед интеграционным объединением новые горизонты, создающему новую политическую и правовую реальность, были оценены в России по достоинству.

Некоторый аванс доверия студенты сразу же стали давать тому, как ЕС управляется. В то, что более-менее эффективно, поверили 68% по сравнению с 12% годом ранее. Бытовавшее же еще недавно суждение о том, что очень плохо, вообще перестало пользоваться поддержкой.

А вот мнение, согласно которому, последняя волна расширения скорее ослабила, чем усилила ЕС, напротив, еще больше укоренилось. Если раньше его разделяли 33% респондентов, то сейчас их число выросло почти до 50%.

И совсем уж уничижительно студенты начали отзываться об общей внешней политике и политике безопасности и обороны ЕС. Ее результатов они практически не видят и не ощущают. Раньше почти половина опрашиваемых склонялась к мнению, что общая внешняя политика у ЕС все-таки имеется. Теперь такое мнение практически никто не поддержал. Подавляющее большинство участвовавших в опросе присоединилось к суждению, согласно которому ОВПБ у Брюсселя, скорее, нет. Во всяком случае, ощутить ее крайне сложно. И почти пятая часть склонилась к выводу, что ОВПБ вообще не существует. Это сказка, химера.

А вот оценки характера отношений между Россией и ЕС за истекший период почти совсем не изменились. Они остались в основном такими же критическими, как и раньше. Молодежь уверена, что Брюссель не хочет и не стремится к равноправному сотрудничеству с Москвой, что во взаимоотношениях с Россией он отдает безусловный приоритет отстаиванию своих корыстных односторонних интересов. Ничего такого, что могло бы позитивно сказаться в этом плане на имидже ЕС в глазах россиян, к сожалению, не произошло. Ни Брюссель, ни Москва ничего для этого, похоже, не сделали.

И все-таки проведенный опрос указывает, что молодежь с надеждой смотрит на перспективы сближения между Россией и ЕС – подавляющее большинство опрошенных считает: хотя ЕС и действует в отношении России скорее как конкурент, а не партнер, Россия является для него истинным партнером или, по крайней мере, скорее партнером, нежели конкурентом.

Результаты опроса от 13 февраля 2008 г.
(в скобках приводятся результаты опроса от 8 мая 2007 г.)

Как вы оцениваете европейский проект? Как:

1.   удавшийся – 17% (7%)

2.   скорее удавшийся – 78% (43%)

3.   скорее неудавшийся – 5% (36%) и

4.   определенно неудавшийся – 0% (14%)

Считаете ли вы, что экономика ЕС находится в:

1.   очень хорошем состоянии – 0% (6%)

2.   хорошем – 49% (47%)

3.   удовлетворительном – 51% (47%)

4.   плохом – 0% (0%)

Считает ли вы, что единая валюта ЕС евро:

1.   вытесняет доллар – 52% (7%)

2.   уже сейчас взяла на себя и в перспективе будет выполнять функции мировой валюты наравне с долларом, йеной и юанем – 32% (43%)

3.   остается на второстепенных ролях и не сможет добиться большего – 5% (50%)

4.   утратит завоеванные позиции по причине внутренних разногласий внутри ЕС и ряду других – 11% (0%)

Считаете ли вы, что ЕС справился с социальными проблемами?

1.   да, в этом отношении в ЕС все в порядке, царит социальный мир и благоденствие – 0% (0%)

2.   скорее да, так как, хотя проблемы остаются и существуют, они все же шаг за шагом преодолеваются – 30% (0%)

3.   скорее нет, поскольку груз проблем слишком высок – 46% (78%)

4.   нет, ЕС сталкивается с кризисными явлениями, одним из проявлений которого остается неспособность справиться с высоким уровнем безработицы – 24% (22%)

ЕС смог удовлетворительно решить проблему иммиграции?

1.   ЕС эффективно абсорбирует иммигрантов – 0% (0%)

2.   при некоторой корректировке иммиграционной политики смог бы этого добиться – 9% (0%)

3.   частично справляется с проблемой только за счет утраты своей идентичности – 47% (53%)

4.   вообще не видит ее решения – 44% (47%)

Оцениваете ли вы одно из крупнейших достижений интеграционного объединения – стирание межнациональных границ в качестве:

1.   безусловного плюса ЕС – 18% (7%)

2.   скорее плюса – 5% (7%)

3.   решения, создавшего не меньшее количество проблем по сравнению с теми, которые в результате этого ему удалось преодолеть – 77% (34%)

4.   решения, вызвавшего больше негативных, чем позитивных явлений – 0% (52%)

Как вы думаете, какие последствия имела последняя волна расширения ЕС? Расширение:

1.   усилило ЕС – 3% (0%)

2.   скорее усилило – 19% (27%)

3.   напротив, скорее ослабило – 49% (33%)

4.   определенно ослабило – 29% (40%)

Насколько хорошо, по вашему мнению, отлажено управление ЕС? Интеграционное объединение управляется:

1.   очень эффективно – 3% (6%)

2.   более-менее эффективно – 68% (12%)

3.   не очень эффективно – 29% (52%)

4.   просто плохо – 0% (30%)

На ваш взгляд, имеется ли у ЕС общая внешняя и оборонная политика? Или она является всего лишь фантом, вымыслом?

1.   такая политика у ЕС есть, и она им осуществляется – 3% (0%)

2.   ОВПБ у ЕС, скорее, имеется – 0% (42%)

3.   ее все-таки, скорее нет, во всяком случае, ощутить ее сложно – 78% (52%)

4.   ОВПБ вообще не существует, это химера – 19% (0%)

А удалось ли ЕС окончательно покончить с войнами между государствами-членами?

1.   да и навсегда – 0% (0%)

2.   если не навсегда, то, по крайней мере, на многие годы – 16% (25%)

3.   возможно, в отдаленном будущем они могут повториться – 52% (75%)

4.   нет, вызревания вооруженных конфликтов можно ожидать уже в ближайшем будущем – 32% (0%)

Как вы оценивается состояние отношений между Россией и ЕС? Как:

1.   очень хорошие – 0% (0%)

2.   скорее хорошие – 69% (40%)

3.   скорее плохие – 31% (47%)

4.   плохие – 0% (13%)

Как вы считаете, установились ли между Россией и ЕС отношения партнерства и равенства?

1.   да, установились – 3% (0%)

2.   скорее да – 18% (6%)

3.   скорее нет – 63% (69%)

4.   нет, не установились – 16% (25%)

Работает ли, по вашему мнению, в отношениях между Россией и ЕС механизм взаимовыгодного разрешения споров?

1.   да, работает и обеспечивает их разрешение – 0% (0%)

2.   в какой-то степени работает – 32% (14%)

3.   скорее не работает – 59% (72%)

4.   совершенно не работает – 9% (14%)

Связано ли это с тем, на ваш взгляд, что ЕС в контактах с Россией добивается защиты и продвижения своих сугубо односторонних интересов?

1.   безусловно да – 59% (62%)

2.   скорее да – 23% (30%)

3.   скорее нет, ЕС придерживается относительно сбалансированной позиции – 18% (8%)

4.   нет, ЕС с уважением относится к отстаиваемым Россией национальным интересам – 0% (0%)

Считаете ли вы, что ЕС является не столько партнером, сколько конкурентом России?

1.   является чистым конкурентом России  – 14% (7%)

2.   является в большей степени конкурентом, нежели партнером – 52% (60%)

3.   в большей степени партнером, нежели конкурентом – 28% (26%)

4.   нет, ЕС является истинным партнером России – 6% (7%)

Считаете ли вы, что Россия является не столько партнером, сколько конкурентом ЕС?

1.   да, Россия является чистым конкурентом ЕС – 6% (23%)

2.   является скорее конкурентом, нежели партнером – 27% (18%)

3.   скорее партнером, нежели конкурентом – 32% (41%)

4.   нет, Россия является истинным партнером ЕС – 35% (18%)

© Марк ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

№3(20), 2008

№3(20), 2008