Главная > Дневник событий > В фокусе > Саркози провел чистку в верхах

Саркози провел чистку в верхах

image_pdfimage_print
Объявленная вечером в воскресенье 14 ноября в Париже перетасовка министров и их портфелей по своей молниеносности и хирургической тщательности напоминала этническую чистку, проведенную хорватским лидером Франьо Туджманом, в ходе которой нежелательные элементы, они же сербы, были в одночасье выдворены за пределы страны. Николя Саркози также стремительно очистил свой кабинет от политиков левого толка и центристов, не убоявшись, что нарушенное равновесие сил станет роковым.

Потерял свое высокое положение министра обороны Эрве Морен, лидер партии «Новый центр», союзницы правящего «Союза за народное движение». Вылетел из кресла министр иностранных дел Бернард Кушнер, фигура настолько же противоречивая, насколько и малосимпатичная для многих жителей Балкан, знакомых не понаслышке с его предвзятостью.

На военное ведомство президент посадил политического тяжеловеса Алена Жюппе, видного голлиста, нынешнего мэра Бордо, занимавшего в прежние годы при Жаке Шираке премьерский пост. А ведать дипломатией Пятой республики поручил многоопытной даме Мишель Аллио-Мари, которая прошла огонь, воды и медные бюрократические трубы после того, как по очереди носила портфели министров – внутренних дел, обороны, юстиции и даже госминистра, второго по рангу человека в правительстве.

При этом сохранил свой премьерский пост Франсуа Фийон, не утративший, согласно опросам, популярность в широких кругах вопреки всем бурным событиям последнего времени. Есть мнение, что Саркози втайне ревнует к высокому рейтингу Фийона и давно собирался его уволить, чтобы не плодить претендентов на свое место, но поступил, трезво оценив плюсы и минусы, исключительно расчетливо, сохранив его пока вторым номером.

Какими же мотивами руководствовался Саркози? Во-первых, если принять как официально-неофициальный комментарий слова Кристин Лагард, которая сохранила свой портфель министра финансов, то императивом было возвращение к такому необходимому условию нормального функционирования кабинета, как «солидарность и профессионализм». Не исключено, что это намек на жесткое неприятие Кушнером решения правительства и лично Саркози депортировать из страны цыган.

Во-вторых, бурные народные волнения, связанные с непопулярной пенсионной реформой, потребовали по неизбывной логике власть предержащих принести жертву. Или сделать вид, что жертвенник окроплен кровью. В любом случае, президент ссылался на то, что это – «плановые» кадровые перестановки, хотя едва ли в этом была необходимость до того, как Францию сотрясли стачки и многомиллионные манифестации протеста.

В-третьих, после избавления, как пишет британская «Файнэншл таймс», от центристов и либералов произойдет консолидация внутри голлистов, поскольку правое крыло неоднократно пеняло Саркози, что тот набрал в правительственную команду молодых, неопытных почти леваков.

Наконец, в-четвертых, зачистка предпринята уже в преддверии предстоящих в 2012 году президентских выборов. Как полагает Заки Лаиди, профессор Университета Сьянс По, сам факт новой «раскадровки» позволил Саркози предстать более последовательным, сметя со стола накопившиеся обвинения в слишком путаных сигналах, которые он посылал обществу, и в частых зигзагах и разворотах вспять. Это будет одобрительно воспринято, говорит эксперт, правым электоратом.

Владимир МИХЕЕВ

№11(49), 2010