Главная > Дневник событий > В фокусе > Европейский взгляд на Израиль

Европейский взгляд на Израиль

image_pdfimage_print
Отношения с соседними странами – одна из сфер, в которых Европейскому Союзу, вероятно, проще всего выработать единую позицию. Ведь «двадцати семи» выгодно, чтобы контакты с соседями были как можно более тесными, а взаимовыгодное сотрудничество, в том числе, в сфере экономики, быстро развивалось. Именно для выполнения этих задач в Брюсселе в свое время и разработали так называемую политику соседства. Эта инициатива должна помочь некоторым расположенным вблизи ЕС государствам добиться политической и экономической стабильности, позволяющей надолго обеспечить для них мир, безопасность. Благополучные соседи – гарант благополучия и самого Союза.

В России чаще всего термин «политика соседства» ассоциируется с восточными соседями этого объединения, однако политика соседства активно претворяется в жизнь и в другом, южном направлении. Так, наряду с Украиной, Белоруссией, Молдавией, Арменией, Азербайджаном и Грузией, в списке участников данной инициативы можно увидеть Ливан, Иорданию, Сирию, Израиль, палестинские территории, а также страны Северной Африки. Дело в том, что все они в ближайшем будущем наверняка не вступят в ЕС, а вместе с тем, сотрудничать с ними надо. Поэтому и пришлось создавать единую программу.

Еще в 2005 году Бенита Ферреро-Вальднер, курировавшая тогда в Европейской Комиссии внешние связи, отметила, что такая политика «основана на идее о том, что помогая нашим соседям, мы помогаем сами себе. Эта политика дает нам новые рамки, новые инструменты для улучшения управления и экономического развития у соседей ЕС. Мы будем использовать ценный опыт, который получили в прошлом, помогая странам, проходившим переходный период. Политика соседства – это еще и ответ странам, которые выражали желание наладить более тесные отношения с ЕС».

Политика соседства едина для всех, однако в каждом отдельном случае существуют свои особенности. Один из наиболее интересных примеров – Израиль.

Глава представительства ЕС в Израиле Эндрю Стенли терпеливо объясняет иностранным журналистам, насколько разные у «двадцати семи» соседи. По его словам, в Брюсселе стараются учитывать, что восточноевропейские страны, участвующие в политике соседства, в целом находятся на более высоком уровне экономического и политического развития, чем североафриканские или некоторые ближневосточные страны.

Но наиболее специфический случай – Израиль: он значительно опережает остальных соседей ЕС по всем основным направлениям развития. Так что с такой страной нужно беседовать на равных. «В ряде сфер он является мировым лидером и даже опережает ЕС», – признает Э.Стенли. Чтобы убедиться в его правоте, достаточно взглянуть в окно его офиса в центре Тель-Авива: окружающие нас современные, но все же несколько бездушные высотные здания – подтверждение того, что Израиль – один из мировых лидеров по новейшим технологиям, а экономика настолько крепка, что даже мировой финансовый кризис не слишком сильно на ней сказался.

Основные цели политики соседства ЕС в сфере политического развития в Израиле уже достигнуты, сообщает собеседник, и теперь «наша задача – выяснить, в каких сферах можно сотрудничать больше». В частности, речь идет о сфере транспорта, новых технологиях, энергетике.

Одна из возможных задач – подумать о том, можно ли усилить позиции стран ЕС в том, что касается инвестиций в израильскую экономику. Э.Стенли подчеркивает, что на ЕС и США приходится по 30% экспорта в Израиль, однако в сфере инвестиций европейцы существенно отстают от американцев.

Еще одно перспективное направление – участие в процессе ближневосточного урегулирования. Во многих СМИ можно прочитать, что Брюссель недостаточно активен в этом направлении. «Отчасти это так, но не полностью», – отвечает Э.Стенли на такие критические замечания. В этом процессе существуют две категории стран: так называемые игроки (players), которые не участвуют в процессе урегулирования не только с финансовой, но и с политической стороны, а также «плательщики» (payers). Последние участвуют, к примеру, в финансировании различных проектов на палестинских территориях, однако их политическая роль в регионе незначительна.

Глава миссии ЕС в Израиле убежден, что Брюссель следует отнести к первой категории, а не ко второй. Одно из доказательств – участие Союза в разработке плана урегулирования конфликта между израильтянами и палестинцами. В частности, в 1998 году ЕС одним из первых в мире объявил, что выступает за решение проблемы на основе двух государств – палестинского и израильского. Поначалу такое предложение вызывало у многих критику, однако теперь именно такая «формула» с двумя государствами и является основой для палестино-израильских переговоров.

Э.Стенли отметил, что о подобных успехах ЕС зачастую забывают, так как в Брюсселе не стремятся чрезмерно афишировать свои дипломатические инициативы, и основное внимание к себе притягивают другие, более раскрученные посредники.

Так будет ли успешна политика соседства с Израилем? Э.Стенли считает, что да. Не исключено, что в ближайшие годы ЕС сможет вывести свои отношения с этой страной на новый, еще более высокий уровень. Не стоит унывать и по поводу переговоров. По мнению чиновника, конфликт на Ближнем Востоке вполне можно урегулировать, так как политическая воля сторон, судя по всему, есть. Это должно позволить решить возникающие «технические» трудности. Стабилизация ситуации на Ближнем Востоке, безусловно, выгодна ЕС – стабильность в этом регионе позволит европейским странам вывести сотрудничество не только с Израилем, но и с соседними государствами на принципиально новый уровень. И тогда многочисленные красиво смотрящиеся на солнце небоскребы можно будет увидеть не только в Тель-Авиве, но, к примеру, и в Рамаллахе, административном центре Западного берега реки Иордан.

Об этом – в следующем выпуске «Всей Европы.ru».

Владимир ЕРМАКОВ

Тель-Авив – Москва

№10(48), 2010