Главная > Дневник событий > В фокусе > Бельгийский ребус: угроза нестабильности сохраняется

Бельгийский ребус: угроза нестабильности сохраняется

image_pdfimage_print
Это событие стало тем нечастым случаем в политике, когда ожидаемый результат все-таки вызывает шок. Так и случилось 13 июня в Бельгии, причем, не только в этой стране, где состоялись досрочные парламентские выборы. Потрясение испытал весь Европейский Союз, ведь эта страна 1 июля становится председателем «двадцати семи»…

Да, все аналитики уверенно предсказывали победу на выборах именно фламандским националистам, которые добиваются разделения Бельгии на две части – фламандскоговорящую и франкоязычную (см. подробнее «Вся Европа», N 44, «Бельгия становится неуправляемой, или как языки разъединяют страну»). Но мало кто мог вообразить, что Новый фламандский альянс под водительством республиканца Барта де Вевера, добьется такого результата! Около трети голосов обеспечивают сторонникам официального раскола страны с населением 10,67 миллиона человек (из них около миллиона – иностранцы), большинство мест в нижней палате парламента. Европейская пресса называет это триумфом сепаратистов.

Однако сложившаяся ситуация не столь проста, как может показаться на первый взгляд: среди франкоязычного населения Валлонии бесспорное лидерство продемонстрировал социалист Элио Ди Рупо. Фракция этой партии займет в парламенте лишь на одно кресло меньше сепаратистов. Таким образом, неизбежно формирование традиционного для Бельгии коалиционного многопартийного правительства, но возможно и назначение лидера соцпартии, готового пойти на определенные реформы по требованию фламандцев, на пост премьер-министра.

Перед тем, как отправиться в королевский дворец на консультации по формированию кабинета министров, Б. де Вевер, в частности, заявил, что стремится «создать в стране структуры, которые могли бы функционировать». Этот эвфемизм означает существенное уменьшение роли федерального государства в пользу регионов. А также – что не менее важно – лишение Брюсселя роли столичного региона и превращение его в обычный город, что неприемлемо для валлонцев.

Напомним: с 1970 года Бельгия пережила пять (!) реформ по децентрализации власти. Результат, по-Веверу, – «не функционирующее государство», которой надо снова изменить, теперь уже «в целях достижения эффективности». Он считает приоритетом создание коалиции на севере страны, где большинство жителей – фламандцы, для ведения переговоров с франкоязычным югом и Брюсселем.

В свою очередь, Э. Ди Рупо занял прагматичную позицию, подчеркивая, что готов искать компромиссные решения, в отличие от лидеров ряда других валлонских партий.

Не исключено, что концентрация переговорного процесса на двух главных игроках нынешней политической сцены Бельгии, измученной политико-лингвистическим кризисом, несколько облегчит поиск выхода из тупика. Но согласятся ли остальные партии с ролью статистов? В любом случае, переговорный процесс будет, к сожалению, долгим и мучительным, уверены политологи.

А пока исполняющим обязанности премьер-министра по поручению короля Альбера II останется Ив Летерм. В Брюсселе надеются, что тщательно подготовленная полугодовая программа бельгийского председательства в ЕС будет выполнена, поскольку она была предварительно согласована с входящими в Союз странами, а также с руководством ведущих партий Бельгии. Во всяком случае, Европейская Комиссия выразила уверенность в том, что «председательство Бельгии станет «эффективным и амбициозным».

Добавим от себя: благодаря вступившему в силу Лиссабонскому договору и появлению в ЕС поста фактического президента Союза, решение этой задачи для Бельгии несколько облегчается. Тем более, что первым президентом «двадцати семи» был назначен бельгиец Херман ван Ромпей.

Сергей ВОРОНОВ

№6(45), 2010