Главная > Дневник событий > В фокусе > Саркози против Вильпена: Дуэль длиной в пять лет, с продолжением

Саркози против Вильпена: Дуэль длиной в пять лет, с продолжением

image_pdfimage_print
Не сумела сторона обвинения размазать по стенам парижского суда архи-соперника нынешнего президента Франции Николя Саркози («Сарко»). Предоставленные доказательства вины оказались недостаточно убедительными для того, чтобы намертво связать Доминика де Вильпена с заговором против Сарко и уличить его в подделке документов и клевете. В конце января в деле компании Clearstream, что переводится как «Чистый поток», поставлена, нет, не точка, а запятая, потому что саркозисты не намерены отступать: последует апелляция и очередное судебное разбирательство, скорее всего, в конце этого года.

А всё началось в 2004 году, когда в высших сферах и в политическом бомонде Пятой республики разгорелся сыр-бор. Клиринговая компания «Клирстрим» из Люксембурга, обеспечивавшая сделку по продаже фрегатов Тайваню на сумму в три миллиарда долларов, оговорила для многих задействованных в этом чиновников и бизнесменов солидные откаты, исчислявшиеся миллионами. Шло расследование. И тут судье подбросили, или «слили», список бенефициаров этой коррупционной схемы. Имена были звучные, узнаваемые – всего около 200 политиков и бизнесменов. А, главное, фигурировал и восходящая звезда Николя Саркози.

Доминик де Вильпен, в ту пору министр иностранных дел, обвинил своего коллегу по правительству Николя Саркози, обладателя портфеля министра внутренних дел, в нечистоплотности. Мотивы были прозрачны – подставить ножку своему заклятому конкуренту, также оспаривавшему честь стать преемником Жака Ширака сперва в партии, а затем, возможно, и на посту президента Франции. Вильпен и Саркози воспринимали друг друга еще и как прямую себе противоположность, как психологического антипода, как олицетворение незаслуженного проклятия, и на это были все основания.

Доминик де Вильпен – фигура колоритная. Он из аристократического рода, упоминание о котором можно найти еще в XIII веке. Сын дипломата. Блестяще образован. Поэт и прозаик – автор ряда книг. Исследование «Сто дней Наполеона Бонапарта, или Дух самопожертвования» стало бестселлером, переведённым и на русский язык. Эссе «Крик Горгульи» с философскими обобщениями получило высокую оценку у читающей публики. Он примерный семьянин, женат всего один раз, вырастил троих детей. По совокупности личных достоинств он признавался политическим тяжеловесом, тем более что и Жак Ширак благоволил к нему почти как к сыну, а тот отплачивал ему абсолютной преданностью. Не случайно в послужном списке Вильпена значится и пост главы кабинета (2005-2007).

На фоне обходительного и вальяжного де Вильпена малорослый и воинственный оратор Николя Саркози смотрелся не всегда выигрышно. Не могло понравиться Сарко и то, что Вильпен за глаза называл его «гномом». И когда всплыла история с расфасованными по карманам взяткам от военно-промышленных баронов, у следствия возникло подозрение, что Вильпен не просто был в курсе, но и лично распорядился выкатить компромат против Саркози. Затем разразился ещё более громкий скандал: оказалось, что «черные списки» коррупционеров – не более чем грязная и не вполне профессионально выполненная подделка.

В лагере Саркози возликовали. Даже потеряли чувство меры и осторожности. Саркози позволил себе в телевизионном интервью заявить, что Вильпена можно и должно осудить еще до завершения суда. Естественно, адвокаты Вильпена расценили заявление как «самое грубое нарушение презумпции невиновности, когда-либо случавшееся во Франции». На слушаниях Вильпен отрицал свою вину напрочь, объяснив это тем, что впервые узнал о списке в январе 2004 года, причём список на тот момент не содержал имени Саркози. Тем не менее, в ноябре 2008 года Д. де Вильпена официально обвинили в ложном доносе на товарища по партии.

И вот недавний вердикт суда снял с 55-летнего политика обвинение в попытке очернить Н.Саркози. Выступая в тот же день по второму общенациональному телеканалу, де Вильпен довольно патетически заявил: «Я горжусь, что живу в стране, во Франции, где дух независимости еще жив». Подразумевалась независимость правосудия. Но радость была недолгой. Прокурор Жан-Клод Марин возвестил, что намерен обжаловать решение суда, а это значит, что нового раунда разбирательств де Вильпену не избежать.

Сторонники де Вильпена были возмущены. Один из них, Жан-Пьер Гран резонно заметил, что прокурор едва ли стал бы опротестовывать вердикт, если бы не получил благословения Н.Саркози. Тот постарался отмежеваться от этой вялотекущей междоусобицы, объявив, что сам он не станет ничего предпринимать. И всё же мало кто во французском политическом классе именует перипетии взаимоотношений двух политиков иначе, чем «дуэль» или «вендетта». Франсуа Гулар, депутат парламента от правящей партии и единомышленник де Вильпена, обвиняет Саркози в том, что он пытается использовать суд как собственный «инструмент власти».

Короче, точка не поставлена, скорее, запятая. Нужно учесть, что Д. де Вильпен в 2012 году намерен бороться за президентский пост. Обладая не более чем 8% в опросах популярности, он на всей марафонской дистанции до этого момента сможет доказывать свою невиновность и одновременно бросать густую тень недоверия на Саркози. Британская Би-би-си также полагает, что де Вильпен в итоге окажется в фокусе повышенного внимания прессы, что нелишне в рамках избирательной кампании. Одно выигрышное очко у него уже припасено в активе: суд отмёл наветы, выставленные против него со стороны Саркози, а это упрямый факт и упрямый прецедент. Впрочем, подождём, впереди – продолжение затянувшейся дуэли.

Владимир МИХЕЕВ

№2(41), 2010