Главная > Дневник событий > В фокусе > Важнейшие назначения в ЕС

Важнейшие назначения в ЕС

image_pdfimage_print
С вступлением в силу Лиссабонского договора открывается новая страница в деятельности Европейского Союза. К этому событию ЕС долго и тщательно готовился. Разработана большая серия правовых и политико-правовых актов, обеспечивающих плавный переход ЕС к осуществлению обновленных внутренней и внешней политик. Какими они будут, всем нам еще предстоит увидеть. А вот кто будет за них отвечать, кто будет их проводить и персонифицировать, уже известно. 19 ноября 2009 года Европейский Совет согласовал назначения на посты Председателя Европейского Совета и Высокого представителя ЕС по международным делам и политике безопасности, предусматриваемые Лиссабонским договором.

Первым Председателем Европейского Совета избран премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей. Будучи представителем небольшой страны, он не входит в число политических тяжеловесов Европейского Союза. И на это первым делом обратили внимание все комментаторы. Радикально настроенные еврооптимисты даже начали активно жаловаться на то, что они обманулись в своих лучших ожиданиях. Мол, они хотели бы увидеть во главе ЕС харизматического лидера, чтобы с ним считались все те, кто определяет мировую политику, – первые лица США, Китая, России и т.д. А так получается, что политический вес избранного Председателя не достаточен даже для того, чтобы призвать к порядку канцлера Германии или президента Франции.

Однако подобные упреки, как, впрочем, и амбиции, вряд ли оправданы. ЕС находится на переходном этапе своего развития, а именно его олицетворяет вступление в силу Лиссабонского договора. Ему нужен совершенно конкретный тип политика в роли Председателя Европейского Совета. ЕС требуется не царствующая фигура с широкими представительскими полномочиями, а «рабочая лошадка» и «психотерапевт» в одном лице, чтобы обеспечивать успешное согласование позиций глав государств и правительств по любым, в том числе, самым непростым вопросам повестки дня и бесперебойное функционирование Европейского Совета.

А как раз этому видению задач, стоящих перед председателем Европейского Совета, соответствует послужной список Хермана Ван Ромпея. Он является ставленником христианско-демократических кругов. Может опереться на большинство в Европарламенте. Свободно владеет несколькими европейскими языками. Всю жизнь провел в политике. И самое главное – в ситуации острейшего внутреннего кризиса в стране, жители которой задаются вопросом, стоит ли вообще сохранять ее целостность, когда противостоящие друг другу политические партии фламандцев и валлонов никак не могли сформировать правительство, не просто возглавил его, но и сумел утихомирить страсти. Как считают, именно он вновь склеил распадающуюся государственную машину.

И в этом плане Херман Ван Ромпей – не просто фигура, устраивающая Германию, Францию и другие страны ЕС, но устроившая их по вполне понятным причинам, отвечающая долгосрочным целям развития Европейского Союза.

Аналогичным образом, то есть более чем скептически, было воспринято выдвижение на пост Высокого представителя баронессы Кэтрин Эштон. Последовали многочисленные критические высказывания относительно того, что она неопытна, и ее никто не знает, подразумевающие фактические указания на ее профессиональную непригодность. Опять-таки изюминка выбора, сделанного Европейским Советом, заключается в том, что баронесса ранее работала членом Европейской Комиссии от Великобритании, отвечающим за торговые переговоры. И в этом плане было бы ошибкой недооценивать то, что она имеет опыт работы с ее Председателем Жозе Мануэлем Баррозу, знает сильные стороны деятельности ЕС, сконцентрировавшего в своих руках колоссальную экономическую мощь, имеет навыки коллективного обсуждения и принятия решений.

Вывод однозначен: к каким бы разменам и интригам ни прибегли главы государств и правительств стран ЕС, Европейский Совет продемонстрировал, что на нынешнем этапе для него важна не полностью независимая самостоятельная фигура во главе европейской дипломатической службы (Службы внешних действий), а человек, способный перебросить мостик между осуществлением внешней политики и внешнеэкономической деятельностью ЕС, и объединить обслуживающие их аппараты.

© Марк ЭНТИН, д.ю.н., профессор,
директор Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 09-03-00513а «Совершенствование правовой системы Российской Федерации и опыт Европейского Союза, создание благоприятного политического и информационного имиджа в целях партнерства и сотрудничества»

№11(38), 2009