Главная > Дневник событий > В фокусе > Ирландская головоломка

Ирландская головоломка

image_pdfimage_print

Будет ли ратифицирован Лиссабонский договор

Нынешние финансово-экономические трудности в странах Европейского союза вряд ли позволят властям Ирландии в ближайшее время провести повторный референдум по вопросу ратификации Лиссабонского договора, который должен заменить проваленную в 2005 году во Франции и Нидерландах единую европейскую конституцию. А значит, Лиссабонский договор начнет действовать не перед выборами в Европейский Парламент, как надеялось руководство ЕС (они намечены на июнь будущего года), а в лучшем случае – в январе 2010-го. Такой неутешительный вывод высказывали многие политики, но официально его впервые озвучил премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, ветеран среди руководителей ЕС.

Он пояснил: для того чтобы документ вступил в силу к июню, он должен быть обязательно ратифицирован всеми 27-ю странами, в том числе тремя оставшимися – Ирландией на новом референдуме, а также парламентами Чехии и Швеции – к концу февраля будущего года, но это нереально.

Напомним, что Чехия – следующий после Франции председатель ЕС, который 1 июля передаст этот пост Швеции. Правительства обеих стран считают, что нужно дать время ирландцам окончательно определиться, и спешить с референдумом не следует. К тому же, как показал один из последних опросов общественного мнения, сейчас более 70% ирландских избирателей высказались бы против Лиссабонского договора, хотя в июне прошлого года таковых было немногим более 53%. Они скажут «Нет», даже если в текст будут включены такие важные для ирландцев дополнения, как сохранение нейтралитета страны и запрета на искусственное прерывание беременности, а также закрепление за Ирландией одного места в Европейской Комиссии. Очевидно, что подобный результат погрузил бы ЕС в еще более глубокий кризис, особенно чувствительный накануне парламентских выборов в Европе.

Тем временем политики и дипломаты в Брюсселе уже готовятся к сценарию, согласно которому новый договор не вступит в силу до 1 января 2010 года. Подумывают даже продлить на несколько месяцев мандат нынешнего состава Европейской Комиссии в ожидании момента, когда этот документ начнет действовать. Однако Франция и Германия заявляют, что это невозможно с юридической точки зрения…

Лиссабонский договор представляет собой «облегченную версию» единой конституции Европы, и направлен на улучшение управляемости чрезмерно расширившегося объединения, на усиление роли Европарламента и на придание ЕС большей активности на международной арене.

Заблокировавших этот важный для «двадцати семи» документ ирландцев многие партнеры обвиняют в эгоизме и неблагодарности, напоминая, что еще сравнительно недавно Ирландия была одной из самых отсталых и бедных стран в Европе, но благодаря помощи партнеров по интеграционному процессу добилась впечатляющих достижений во многих областях.

Последнее десятилетие Ирландия демонстрировала самые высокие в ЕС темпы экономического роста, однако теперь страна впервые за последние 25 лет столкнулась с рецессией. Год назад первой «дала течь» строительная отрасль, которая понесла самые большие потери в сравнении с другими европейскими странами. Безработица увеличилась на 1,3% и достигла 5,9%. Понятно, что в этих условиях ирландский премьер-министр Брайан Коуэн вряд ли пойдет на созыв повторного референдума: прежде всего, он намерен улучшить экономическое положение. Но разразившийся мировой финансовый кризис может внести серьезные коррективы в его планы.

Пока в Париже и Брюсселе размышляют над ирландской головоломкой, евроскептики во многих странах пытаются использовать этот кризис, чтобы поставить под сомнение будущее всего интеграционного процесса в Европе.

Александр СОКОЛОВ

Кстати
Отказ большинства ирландцев поддержать Лиссабонский договор вызвал за пределами этой страны самые разные, в том числе, довольно неожиданные интерпретации. Дело дошло до того, что кое-кто в Брюсселе и Страсбурге усматривает в ирландском «Нет»… заговор ЦРУ и Пентагона по наущению американских неоконсерваторов, стремящихся расколоть европейское единство.
Во всяком случае, Европейский Парламент потребовал провести специальное расследование по вопросу о том, действительно ли некий ирландский мультимиллионер Деклейн Гэнли, возглавлявший движение против ратификации Лиссабонского договора, действовал в интересах военного и шпионского ведомств США.
С такой версией событий, вызвавших затяжной кризис в ЕС, выступил евродепутат Даниэль Кон-Бендит. Он упомянул «возможные связи между источниками финансирования кампании против ратификации Лиссабонского договора в Ирландии и Пентагоном, а также ЦРУ». По мнению парламентария, «если такая связь будет доказана, это подтвердит наличие в США сил, желающих платить людям за дестабилизацию процесса создания сильной и независимой Европы».
Д.Кон-Бендит напомнил, что консервативная вашингтонская организация «Херитидж фаундейшн» служит «интеллектуальным источником планов ЦРУ расколоть единство Европы». Ему возразил один из ведущих аналитиков этого фонда, заявивший, что нынешняя американская администрация – «одна из самых проевропейских за длительное время. Никакого заговора против ЕС не существует».
Но подозрения депутата поддержал председатель Европарламента Ханс-Герт Петтеринг. Он подчеркнул: «Факты должны быть выложены на стол. Мы не позволим людям, требующим прозрачности от Европы, не проявлять такую же прозрачность».
Большинство европарламентариев призвали власти Ирландии расследовать источники поступления финансовых средств г-на Гэнли.
А что же ЦРУ? Официальный представитель этого ведомства назвал подобные предположения «не только ложными, но и смешными».
Как представляется, питательной средой для скандала мог послужить тот факт, что принадлежащая Д.Гэнли фирма «Ривада Нетворк» заключила контракт с военным ведомством США на более чем 200 миллионов евро, сообщает британская газета «Таймс». Владелец фирмы выделил 200 тысяч евро на проведение кампании против одобрения Лиссабонского договора.

№10(26), 2008

№10(26), 2008