Главная > Дневник событий > В фокусе > Мини-конституция для макси-Европы

Мини-конституция для макси-Европы

image_pdfimage_print

Лиссабонский договор принят, хотя и с трудом

Вздох облегчения раздался в 2 часа 12 минут, в ночь с 18 на 19 октября, под сводами Атлантического павильона в Экспоцентре португальской столицы, где проходила неформальная встреча лидеров Европейского Союза. Главам государств и правительств 27 стран наконец-то удалось принять «Договор о реформе», который заменит объемистый проект единой европейской конституции, проваленный на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году, но ратифицированный в 18 государствах. В целом, для принятия этого документа, насчитывающего всего 256 страниц, и вывода тем самым ЕС из институционального кризиса, потребовалось более шести лет. А также смелое предложение нового президента Франции Николя Саркози, высказавшегося за необходимость «упрощенного договора».

Новый текст не только заменяет неудавшийся проект конституции, фактически предусматривавший построение наднационального сверхгосударства, но и реформирует действующие договоры Европейского Сообщества и нынешнего Европейского Союза. Глава Европейского Парламента Ханс-Герт Петтеринг назвал его «приоритетом приоритетов».

В отличие от проекта конституции ЕС, этот договор, который политики и журналисты теперь чаще именуют Лиссабонским, не содержит даже упоминания о едином флаге, гимне и валюте, хотя эти символы государственности в Союзе уже есть. Зато из документа, отвергнутого французами и голландцами на референдумах, в новый перекочевали вводимые посты председателя Европейского Совета с полномочиями на 2,5 года и министра иностранных дел, который одновременно станет заместителем главы Европейской Комиссии.

Хотя «Договор о реформе» был одобрен на бурном июньском саммите, когда в Союзе председательствовала Германия, его принятие до последнего момента находилось под вопросом из-за позиции пяти стран. Поэтому от гибкости и настойчивости председательствующей в ЕС до конца года Португалии во многом зависела, по сути, дальнейшая судьба «двадцати семи». Усилия лиссабонских дипломатов и чиновников увенчались успехом: им удалось преодолеть возражения и/или найти компромиссные решения по ряду требований, выдвигавшихся некоторыми партнерами. Самые серьезные накануне форума прозвучали из Рима (неожиданно) и из Варшавы (что стало привычным), причем Италия и Польша угрожали прибегнуть к праву вето, если им будет отказано. Итальянцы выступали против сокращения числа их мест в Европейском Парламенте, что нарушило бы паритет этой страны с Великобританией и Францией, а Польша добивалась того, чтобы страны, оказавшиеся в меньшинстве при голосовании о принятии важных решений Советом ЕС, имели право «заморозить» выполнение принятого решения. В итоге интенсивных переговоров, длившихся более семи часов, были найдены формулы, удовлетворяющие итальянское и польское правительства.

По оценке наблюдателей, принятие договора стало одной из самых трудных проблем Объединенной Европы за последнее десятилетие. Зато теперь это разросшееся объединение станет более управляемым, а его лучше координируемая внешняя политика – более активной и эффективной. К тому же отсутствие этого основного закона затруднило бы дальнейшее расширение Союза…

Как объявил премьер-министр Португалии Жозе Сократеш, документ будет торжественно подписан в Лиссабоне 13 декабря. Затем договор должен пройти ратификацию во всех странах, причем в Ирландии, в соответствии с ее конституцией, необходимо провести референдум по этому важному вопросу. Требования организовать всенародный опрос звучат и в Великобритании, однако глава ее правительства Гордон Браун уверен, что достаточно одобрения этого документа законодательным органом.

После ратификации «двадцатью семью» Лиссабонский договор вступит в силу, и выборы в Европейский Парламент в странах ЕС в июне 2009 года пройдут уже по новым правилам. Кстати, предусмотрено упрочение роли этого органа при одновременном сокращении числа депутатов с нынешних 785 до 750 плюс председатель.

Виталий СМИРНОВ

Участники саммита в Лиссабоне пошли на ряд важных политических уступок Польше и Великобритании. По настоянию Варшавы, система голосования в Совете министров ЕС по принципу квалифицированного большинства (исходя из того, что 55% стран представляют 65% населения), вступит в силу только в апреле 2017 года. А Лондону позволено не применять те положения договора, которые касаются проблем иммиграции, предоставления убежища, а также внутренней безопасности: британское правительство сможет по-прежнему руководствоваться в этих чувствительных сферах собственным законодательством.
Сразу после завершения в столице Португалии встречи на высшем уровне, политики и СМИ стран ЕС начали называть имена вероятных кандидатов на пост президента Союза. Как полагают, наибольшие шансы впервые занять новую должность имеются у бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, главы правительства Люксембурга Жана-Клода Юнкера, его датского коллеги Андерса Фога Расмуссена, а также бывшего президента Польши Александера Квасьневского. Разумеется, у каждой из этих кандидатур имеются свои слабые и сильные стороны. Например, многие европейцы ставят в вину Тони Блэру его безоговорочную поддержку военной интервенции США в Ираке…
Что касается кандидата на пост заместителя председателя Европейской Комиссии и одновременно министра иностранных дел ЕС, то разброс мнений меньше: чаще всего называют имя опытнейшего политика, главы МИДа Швеции Карла Бильдта.

Кстати
Большинство избирателей пяти крупнейших стран Союза выступают за проведение национальных референдумов по вопросу принятия «Договора о реформе». Опрос общественного мнения, проведенный накануне Лиссабонского саммита в Британии, Германии, Испании, Италии и Франции показал, что в среднем 70% респондентов предпочитают эту меру, и лишь 20% согласны с ратификацией парламентами. Впрочем, председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу считает оба пути «одинаково законными». Однако некоторые политики заявляют: отказ от всенародных опросов может укрепить мнение простых граждан о том, что строительство единой Европы ведется чиновниками фактически за их спиной. В то же время, очевидно опасение, что, если британская оппозиция вынудит правительство провести референдум (как это обещал бывший премьер Тони Блэр), то договор почти наверняка не получит необходимой поддержки, и в ЕС разразится новый затяжной кризис.

№11(16), 2007

№11(16), 2007