Главная > Дневник событий > В фокусе > ЕС-НАТО: вместе, но отдельно

ЕС-НАТО: вместе, но отдельно

image_pdfimage_print

Тема взаимоотношений двух крупнейших западных структур – ЕС и НАТО – всегда была болезненной, даже в кажущиеся сейчас далекими времена «холодной войны». Тогда страх перед тем, что называлось советской угрозой, сплачивал западные страны и их организации, заставлял забыть противоречия и разногласия во имя решения более важных общих задач.

Теперь, когда с европейского Востока им никто не грозит танками и ракетами, ранее скрытые противоречия всплывают на поверхность. Правда, трудно себе представить: когда министр иностранных дел или обороны, например, Португалии вступает в дискуссию как представитель страны ЕС и когда – как представитель страны НАТО?

Упрощенно суть противоречий выглядит так: Североатлантический альянс воспринимается из еэсовской части Брюсселя как инструмент прежде всего военно-политического влияния США, а ЕС – из натовской части того же Брюсселя – как блок экономически мощных конкурентов, желающих обеспечивать свою безопасность чужими руками.

Может быть, такой образ покажется карикатурным и упрощенным. Тем не менее, он наглядно отражает страхи и упреки друг другу, суть ведущейся дискуссии.

Задача США и НАТО состоит в том, чтобы заставить европейцев больше денег расходовать на оборонные нужды, сняв основную нагрузку с Вашингтона, но при этом не проявлять излишней самостоятельности. А в ЕС понимают: Союз и входящие в него страны могут оставаться экономическим гигантом, но он не обретет политического веса, не подкрепив свою нынешнюю реальную мощь соответствующими военно-политическими инструментами. Отсюда – требование общей внешней политики и политики безопасности, что предполагает преодоление национальных интересов в этих сферах и более высокий уровень интеграции.

Пока страны ЕС показали себя неспособными идти по этому пути, но усилия в этом направлении они предпринимали. Можно считать относительным успехом то, что они, во-первых, понимают ограниченность реальных возможностей в этом деле и, во-вторых, ставят перед собой небольшие, зато реальные задачи, относительно которых в основных европейских столицах существует широкое согласие. Если говорить о чисто военной сфере, то ЕС самостоятельно действует, решая задачи не слишком большого уровня сложности, на Балканах, после завершения острых фаз конфликта, в Конго, некоторые страны Союза координировали развертывание своих сил в рамках миротворческой миссии ООН в Ливане, обдумывают участие в полицейской миссии в Афганистане.

С 1 января 2007 года ЕС способен в течение 10 дней развернуть две воинские части численностью 1,5 тысячи военнослужащих из 2-3 стран в любой точке мира, в рамках акции по предотвращению кризиса или по управлению им. Прообразом таких действий являются полицейские миссии в Боснии и Македонии. Однако о полноценных военных операциях вопрос даже не стоит.

Новым этапом в создании подобия командной структуры можно считать появившейся в Брюсселе в январе 2007 года оперативный центр, способный взять на себя управление небольшой миротворческой операцией под флагом ЕС. Его численность составляет 8 человек, но в случае необходимости увеличивается до 89. Ранее появились еще 5 небольших таких центров, созданных ЕС в Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции. Скромно, но это хоть что-то, поясняют европейские чиновники, признавая, что с масштабами НАТО нет никакого сравнения.

Чтобы ощутить разницу в нюансах между двумя организациями в подходе к проблемам безопасности, предоставим слово двум главным действующим лицам этого диалога – генеральному секретарю НАТО Яапу де Хоофу Схефферу и высокому представителю ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьеру Солане, в прошлом также занимавшему пост руководителя Североатлантического альянса.

«Мы начали 2007 год готовыми в случае необходимости принять на себя свою долю ответственности, – сказал Х.Солана в Брюсселе. – Надеюсь, что это не понадобится, но мы находимся в состоянии готовности».

По его оценке, миротворческая операция в Конго (1,4 тысячи солдат под флагом ЕС) оказалась успешной в прошлом году, а теперь на первое место в повестке дня выходят Босния, Косово, Ливан и Афганистан. Видимо, речь пойдет о постепенном свертывании полицейской миссии ЕС в Боснии и Герцеговине и начале замены европейскими полицейскими силами натовских военных в Косово, если там будет урегулирован вопрос со статусом этого сербского края. Х.Солана намеренно не акцентирует внимание на отношениях с Североатлантическим альянсом.

Я. де Хооп Схеффер на конференции в Берлине признал, что отношения между двумя западными организациями остаются проблематичными, дистанция между ними сохраняется.

«Некоторые намеренно хотят, чтобы НАТО и ЕС сохраняли дистанцию друг от друга, – отметил он. – Сторонники такой точки зрения считают, что более тесные отношения НАТО и ЕС обернутся слишком большим влиянием США. Я не разделяю инстинктивные опасения европейцев относительно чрезмерного влияния США в европейских делах. Европа достаточно самостоятельна и в Вашингтоне это тоже знают».

Руководитель альянса призвал стороны проявить больше ответственности, устранить преграды, которые «тяжелым бременем лежат на связях НАТО-ЕС».

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(8), 2007

№2(8), 2007