Главная > Дневник событий > Гренландия: нефть – ключ к независимости?

Гренландия: нефть – ключ к независимости?

image_pdfimage_print
Компания из Шотландии «Кэрн Энерджи» объявила, что ее специалисты обнаружили небольшое количество газа у западного побережья Гренландии, в районе залива Баффина. Эта находка позволяет предположить наличие там залежей нефти в промышленных масштабах. Попытки найти там месторождения этого вида топлива предпринимались в 1970-х и 2000-х годах, но впервые они оказались результативными. «Кэрн Энерджи» не входит в число энергетических гигантов, однако имеет репутацию компании, которая обнаруживала месторождения там, где другие терпели неудачу.

Пока не ясны масштабы потенциальных запасов нефти у берегов Гренландии, поэтому рано говорить о конкретном развитии событий. Однако уже сейчас появились контуры, по меньшей мере, трех проблем.

Первая – оценка масштабов запасов углеводородов в арктической зоне и, соответственно, возможность начала их разработок. Американское геологическое ведомство предполагает, там могут находиться 13% еще не выявленных мировых запасов нефти и 30% – природного газа. Известная консалтинговая фирма «Вуд Макензи» полагает, что у берегов Гренландии могут ждать своего часа до 20 миллионов баррелей нефти и газа. Это делает актуальной тему национальной принадлежности различных участков шельфа со всеми вытекающими последствиями, прежде всего, международно-правового плана. Она прямо касается и России, претендующей на часть таких участков.

Вторая проблема непосредственно связана с предыдущей: каковы экологические последствия возможной разработки недр арктического шельфа? Эта климатическая зона отличается большой уязвимостью. Прежде чем начинать там промышленную деятельность, необходимо очень точно выяснить ее возможные последствия. Апрельская авария на нефтяной платформе компании Би-Пи в Мексиканском заливе и последовавшая экологическая катастрофа обнажили риски, связанные с этим видом добычи. Не случайно британская нефтегазовая компания отказалась после этого от планов геологоразведки в районе Гренландии. Наконец, для полноты картины надо упомянуть (без комментариев) и об опасениях экологических экстремистов, которые в принципе выступают против использования углеводородного топлива и, следовательно, против увеличения его добычи.

Третья проблема выходит за рамки глобальных энергетических и экологических тем, являясь чисто локальной. В Гренландии многие полагают, что обнаружение запасов нефти и их возможная разработка позволят создать финансовую основу для независимости этого гигантского острова, который сейчас входит в состав Дании и обладает большой степенью автономии. Развитие нефтяного сектора способно создать для гренландцев рабочие места и уменьшить большую безработицу, привлечь на остров масштабные инвестиции. Сейчас Гренландия живет за счет экономической помощи Дании, что не снимает остроты социальных проблем. Там отмечены один из самых высоких в мире уровней алкоголизма и самый высокий уровень самоубийств.

Однако не следует забывать о географических и демографических особенностях этого арктического, самого большого в мире острова, большая часть которого находится подо льдами. Его площадь составляет 2 миллиона квадратных километров (сравните с 43 тысячами квадратных километров Дании), а население насчитывает всего 57 тысяч человек. Может ли такое территориальное образование существовать как полноценное независимое государство? Вопрос остается открытым. Сторонники гренландской независимости кивают на Норвегию, которая поднялась на нефтяных деньгах и стала самодостаточным и эффективным государством с высочайшим уровнем жизни. Но вряд ли норвежский опыт подходит, хотя бы потому, что процветание началось на основе крепкого государства и общественной структуры с многовековой историей.

Есть и еще один риск – возможность попасть в зависимость от нефтяных компаний, противостоять которым у гипотетического гренландского государства не будет сил. Лондонская «Файнэншл таймс» приводит мнение социолога из Гренландского университета Биргера Поппеля: «Вместо опоры на датское государство, которое тщательно отрегулировано, мы можем начать опираться на нефтяные компании, на которые не имеем ни малейшего влияния».

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№9(47), 2010