Главная > Дневник событий > Что теперь будет делать Исландия?

Что теперь будет делать Исландия?

image_pdfimage_print
Круг замкнулся. На общенациональном референдуме в начале марта исландцы практически единогласно (как любят иногда острить европейские комментаторы, «с советскими процентами») отвергли достигнутую ранее договоренность с Великобританией и Нидерландами о возмещении им крупного долга. «Нет» сказали более 93% принявших участие в голосовании.

На референдум выносился не вопрос о том, следует ли Исландии возвращать долг, составляющий 3,9 миллиарда евро. Это под сомнение никто не ставит. Несогласие выражено относительно условий его выплаты.

Начало событий относится к концу 2008 года, когда Исландия и ее банковская система одними из первых были поражены глобальным финансово-экономическим кризисом. Ее банки потеряли платежеспособность. Больше других пострадал «Айссейв» – онлайновый филиал крупнейшего кредитного учреждения страны «Ландесбанки». Среди вкладчиков «Айссейва», привлеченных некогда выгодными условиями и проводившими операции через Интернет, оказалось множество мелких вкладчиков из Великобритании и Нидерландов. Они-то и потеряли эти деньги. Правительства их собственных стран гарантировали им эти вклады, договорившись затем с правительством Исландии о том, как она будет возвращать деньги уже самим британским и голландским властям. Условия возвращения кредита, высокие проценты и вызвали негодование 340 тысяч человек, составляющих население Исландии. Получалось, что они все попадали в долговую кабалу. Условно говоря, каждый гражданин страны должен был выплачивать по 100 евро в месяц в течение 8 лет.

Столкнувшись с негодованием населения, президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон отказался подписывать соглашение с Лондоном и Гаагой, предпочтя воспользоваться своим правом вынести вопрос на референдум. В ходе странной предвыборной кампании ни одна партия не призывала сказать «да» соглашению.

Теперь всем участникам этой игры придется начать сначала. Великобритания (еще недавно она решительно сравнивала действия Исландии с терроризмом!) устами своего министра финансов Алистера Дарлинга заверила в готовности «проявить гибкость». Нидерланды (правительство этой страны недавно ушло в отставку) также подтвердили намерение «участвовать в поиске решения проблемы». Но правительству Исландии надо торопиться и в течение нескольких месяцев решить проблему: в Великобритании и Нидерландах парламентские выборы состоятся соответственно в мае и в июне, надо успеть до начала избирательной кампании.

В подвешенном состоянии оказались два других деликатных вопроса.

Первый – судьба кредита в размере 3,3 миллиарда евро, который обещали Исландии МВФ и ряд дружественных ей стран. Выделение этих средств напрямую связано с урегулированием проблемы долга «Айссейв», на это будут ориентироваться все, в том числе, такие дружественные Рейкьявику страны, как Норвегия и Финляндия, обещавшие деньги.

Второй – перспективы вступления Исландии в ЕС. С одной стороны, Лондон и Гаага получат повод блокировать или хотя бы тормозить эту перспективу. С другой – сами исландцы могут не захотеть подключаться к Союзу. Главная цель этого шага, от которого Исландия отказывалась, пока оставалась процветающим островом, – переход на евро. Увидев в последние недели проблемы, с которыми столкнулась Греция, а также Ирландия, Испания и Португалия, участие в единой европейской валюте многие исландцы перестали считать панацеей. Опросы населения показывают изменение в настроениях жителей Исландии: большинство из них на возможном референдуме, проводись он сейчас, высказались бы против участия в ЕС.

У этого дела есть одна особенность. Финансовое положение Исландии – куда хуже, чем у Греции, которая сейчас у всех на слуху. Вместе с тем, исландцы, не входя, в отличие от греков, в зону евро, могут получить гораздо более щадящие условия ликвидации своей задолженности. А ведь в стране еще не всплыла проблема куда большей задолженности исландских семей, финансовая хрупкость исландских компаний, рост безработицы на фоне не восстановившейся экономики. Пока шла подготовка к референдуму по «Айссейв», про эти реальные проблемы забыли…

И последнее. Европейская Комиссия 24 февраля 2010 года дала положительное заключение о кандидатуре Исландии на вступление в ЕС, тем самым делая возможным начало соответствующей процедуры. Символично, что в самой Исландии эта новость прошла незамеченной, ее опубликовали где-то во внутренних полосах газет.

Андрей СЕМИРЕНКО

№3(42), 2010