Главная > Дневник событий > Чем рискует госпожа канцлер

Чем рискует госпожа канцлер

image_pdfimage_print
В эти недели главы многих правительств стран ЕС чаще обычного общаются с председателем Европейской Комиссии Жозе Мануэлом Дураном Баррозу. И если факт этих контактов – как телефонных, так и тет-а-тет – утаивать нет ни малейшей необходимости, то вот их содержание пока не предназначено для того, чтобы стать достоянием широкой общественности. Обсуждаются кадровые вопросы! Каждая европейская держава стремится добиться, чтобы в обновляемом составе Европейской Комиссии, которая приступит к работе в начале 2010 года, за ней был зарезервирован влиятельный пост.

Однако среди тех, кто обсуждает столь насущные проблемы с главой общеевропейской исполнительной власти, нет пока, по утверждениям германской прессы, Ангелы Меркель. Упаси вас бог подумать, что госпожа канцлер настолько безразлично относится к тому, кто будет представлять в Брюсселе ее отечество. Просто глава берлинского кабинета выжидает, чтобы назвать свою кандидатуру после сентябрьских выборов в бундестаг. Всерьез предсказывать их исход сейчас могут только астрологи, хироманты или гадалки, но то, что ФРГ будет представлять номинант партии, которой принадлежит сама А.Меркель – Христианско-демократического союза (ХДС) – многими считается наиболее вероятным.

Что же заставляет А.Меркель тянуть время? Разумеется, она знает, что Ж.М.Дуран Баррозу, вероятнее всего, сохранит свой пост, на котором его в июне утвердят 27 глав государств и правительств стран ЕС, а 16 июля их решение проштампует и Европейский Парламент. После этого, как говорится, будет поздно пить боржом: нажать на главу Европейской Комиссии станет невозможно, не то что сейчас, в канун судьбоносных для него обсуждений.

Вот Николя Саркози, тот уже решил вопрос в нужном ключе: еще 23 апреля на обеде с председателем Комиссии договорился с ним, что нынешняя министр экономики Франции Кристин Лагард получит в новом составе исполнительного органа ЕС один из влиятельнейших постов – куратора антимонопольной политики Союза.

Еще одно существенное соображение: до конца июля он должен будет обнародовать имена людей, которые займут важнейшие посты в аппарате Европейской Комиссии. Речь идет о главах генеральных директоратов и директоратов. Надо ли пояснять, что подбор этих кандидатур тоже решающим образом зависит от того, кому какое кресло достанется в непосредственной близости от самого главы Европейской Комиссии?

А канцлер ФРГ все выжидает, рискуя упустить все лакомые кусочки на «брюссельском базаре», как называет германская пресса процесс распределения постов… Конечно, Европейский Парламент будет утверждать все эти кандидатуры только в октябре, сразу после ожидаемого повторного ирландского референдума по Лиссабонскому договору. Но каждый, кто представляет, что такое кадровые решения, знает: главное – правильно подготовить вопрос, тогда получение «высочайшего одобрения» становится делом техники. Почему же молчит А.Меркель?

Да потому, что оказалась в таком положении, что ей не позавидуешь. Неверный шаг может обойтись главе германского правительства весьма дорого. И все из-за тех самых, вышеупомянутых выборов в бундестаг. Нынешние партнеры по правящей коалиции – социал-демократы – очень хотели бы делегировать в Брюссель, на смену своему партайгеноссе Гюнтеру Ферхойгену, Мартина Шульца, нынешнего главу фракции социал-демократов в Европейском Парламенте. Если А.Меркель назовет сейчас кого-нибудь из ХДС, то сильно осложнит предвыборную кампанию шумным и скандальным развалом правящей коалиции.

В то же время, совершенно ясно, что социал-демократы для христианских демократов – партнер по необходимости, а не по любви. ХДС хотел бы строить новое правительство ФРГ с представителями Свободной демократической партии (СвДП), как это уже не однажды бывало в новейшей германской истории. А лидер СвДП Гвидо Вестервелле категорически против того, чтобы обнародовать германскую кандидатуру на пост в Брюсселе уже сейчас. «Перед ирландским референдумом должны быть запрещены любые закулисные препирательства по кандидатурам в Европейскую Комиссию», – утверждает он.

Не стоит особенно переоценивать заботу Г.Вестервелле о том, каков будет исход ирландского референдума, при всей важности этого события для судеб единой Европы. Прекрасно известно, что его кандидатура на брюссельский пост – ведущий кандидат от СвДп на европейских выборах Сильвана Кох-Мерин. Но одно дело продвигать ее сейчас, когда Г.Вестервелле возглавляет оппозиционную партию, а другое – способствовать ее брюссельской карьере, находясь на правительственном посту.

Теперь вы понимаете, что молчит А.Меркель не от хорошей жизни, а оттого, что попала в классический цугцванг: какой ход ни сделай – все плохо. Остается только тянуть время в надежде на то, что… На что? Предвыборная борьба в условиях экономического кризиса и так дело неблагодарное и весьма опасное для политической карьеры. А тут еще эти брюссельские расклады, словно без них нет причин для головной боли!

Пока известно только то, что канцлер хотела бы закрепить за кандидатом от Германии одно из двух стратегических направлений – глобальную защиту климата или строительство единого внутреннего рынка ЕС. Что из этого выйдет – покажет время.

Андрей ГОРЮХИН

№5(33), 2009