Главная > Дневник событий > Война не на жизнь, а на смерть

Война не на жизнь, а на смерть

image_pdfimage_print

Разгорается в германских продовольственных магазинах

Кризис, оказывается, тоже может выглядеть по-разному. На полках германских продовольственных магазинов в первые месяцы этого года происходит то, что принято называть «вальсом этикеток» – цены меняются буквально на глазах. Вы думаете, что они повышаются? А вот и не угадали! Понижаются! И хозяева крупнейших сетей продовольственного ритейла ведут схватки не на жизнь, а на смерть. За то, кто установит на предлагаемые товары цены, как можно более привлекательные для покупателей. Поверьте, это не сон.

Безусловные лидеры в снижении цен – «Альди» (№1), «Лидль» (№2) , «Эдека» (№3) и «Реве» (№4) – словно сговорились, чтобы удивить простых немецких потребителей, в чьих портмоне лишние деньги заводятся не особенно часто. Цены снижены на 32% ассортимента, куда входят и замороженные полуфабрикаты типа кордон блё, куриных наггетсов или лазаньи, а также кофе, орехи, бараньи стэйки, чипсы, туалетная вода – всего не перечислить. Достаточно сказать, что перечень товаров, на которые снижены цены в магазинах, принадлежащих братьям Альди, занял две полных газетных страницы.

А «Лидль» не стал тратить столько средств на рекламу неслыханной щедрости, но тоже сказал свое слово. Например, весьма употребительное немецкое игристое вино, в просторечии именуемое «Красной шапочкой» за цвет фольги, укрывающей пробку, стало дешевле на 31%, а кофе фирмы «Дальмайр» – на 32%. Перечень легко продолжить.

«Эдека», недавно завладевшая одной из конкурентных сетей – «Плюс», располагающей почти 2500 магазинами по всей стране – предлагает покупателям «свадебную скидку», которая по замыслу хозяев, должна призвать клиентов разделить с ними радость, вызванную удачной покупкой. Радость руководства гамбургского концерна можно понять: он теперь контролирует 25% розничного продовольственного рынка ФРГ, и стал крупнейшим игроком в стране, но и потребитель не в накладе: цены-то снижаются!

Единственно кто не в восторге от перемен – поставщики «Эдеки», от которых концерн в ультимативной форме потребовал снизить цены на 10%. Сразу же раздались крики о произволе, злоупотреблении привилегированным положением на рынке и тому подобное. Но результата это, скорее всего, иметь не будет. Во всяком случае, об этом свидетельствует опыт 2005 года, когда «Эдека» купила сети «Шпар» и «Нетто». Тогда поставщики тоже пытались на нее «наехать», но ничего у них не вышло.

Дело в том, что концерны тщательно отслеживают ситуацию на продовольственном рынке, и они прекрасно осведомлены обо всех случаях снижения цен производителями и оптовиками, а потому надуть себя ни за что не дадут. Скажем, упали у производителя цены на молоко и масло. Сетевые компании без труда сумеют организовать любые прямые поставки и не позволят посредникам погреть руки на ситуации. Они отлично научились пользоваться своим положением конечной инстанции на пути к кошельку потребителя и не хотят злоупотреблять его доверием. А вот с поставщиками решили обойтись пожестче, объявив им, что их счета «Эдека» теперь станет оплачивать более продолжительное время. Такой вот незатейливый способ перепихнуть часть своих затрат на производителя. Ему-то деваться некуда: хоть плачь, а вези.

Конечно, в длительной перспективе такая жесткость может обернуться против самих сетевиков. Ведь, вышибая из игры мелкого и среднего производителя, они, в конце концов, могут спровоцировать ситуацию, когда изготовитель начнет диктовать им цену на свою продукцию. Примерно так, как сейчас это получилось с мороженым. А что поделаешь, если на всю Германию теперь осталось практически два производителя этого популярного товара. Тут уж, как говорится, не нравится – не бери.

Сколько же еще продлятся ценовые войны? Эксперты считают, что не меньше полугода, и особенно кровавой будет битва в сфере продовольственных товаров: это вам не какие-нибудь компьютерные прибамбасы. Есть-то надо всем, и, желательно, каждый день.

К тому же, психологи считают, что в нынешней непростой ситуации, когда многие испытывают куда больше психологических перегрузок, чем им хотелось бы, люди не прочь себя хоть чем-то побаловать. К примеру, съесть что-нибудь вкусненькое или даже… Ну, вы понимаете о чем это я. В такой момент упускать потенциальных клиентов было бы непростительной ошибкой, а потому «скидочную» стратегию больших сетевых компаний специалисты считают полностью оправданной. Тем более что цены на сельскохозяйственное сырье во всем мире падают.

Андрей ГОРЮХИН

№3(31), 2009