Снова вето?

image_pdfimage_print

Теперь - итальянское?

Нет-нет, к переговорам с Россией это вето никакого отношения не имеет. Но неприятностей партнерам по Европейскому Союзу, в особенности Франции и ее амбициозному лидеру Николя Саркози, сможет доставить весьма немало.

В декабре на заседании Европейского Совета французский президент, страна которого сейчас председательствует в ЕС, хочет убедить всех в том, что к 2012 году, когда прекратится действие Киотского протокола, надо разработать новый документ, а пока – срочно принять новые лимиты выброса парниковых газов. Они должны быть аж на 20% меньше тех, что действуют сейчас – задача и в самом деле не простая.

Но итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони считает ее просто нереалистичной, а его министр по охране окружающей среды Стефания Престиджакомо заявила вполне определенно: в нынешней форме эти планы Италию не устраивают и она воспользуется своим правом вето.

«Наше правительство раз за разом откровенно и при любой возможности повторяло, что необходимо внести в проект целый ряд изменений. До сего дня ни одно из этих изменений не было согласовано, - сказала она. - Если таково окончательное отношение к нашим предложениям, то не должен стать сюрпризом и наш отказ поддержать этот пакет документов».

Правда, надо заметить, что большинство дипломатов стран ЕС, работающих в Брюсселе, – кухне, где варится вся общеевропейская политика, – полагают, что синьор Берлускони пытается взять Европейскую Комиссию и Францию на испуг, чтобы выговорить более приемлемые условия для итальянской промышленности, а торпедировать результат столь длительных усилий Союза, позиционирующего себя как мирового лидера в борьбе с изменениями климата, он все же не решится.

Вето же приведет именно к такому результату. Если на заседании Европейского Совета 11-12 декабря не будет достигнут нужный Брюсселю результат, то ЕС не успеет достичь общего согласия до начала конференции по изменениям климата, назначенной на декабрь 2009 года.

Синьора Престиджакомо придерживается несколько иной точки зрения, полагая, что раз общее мнение еще не созрело, то не надо и торопиться с решениями. Тайм-аут может позволить европейцам повнимательнее присмотреться к тому, как будет действовать в этом направлении новый президент США Барак Обама. В отличие от своего предшественника, пренебрежительно относившегося к этим вопросам, Б.Обама широко использовал в предвыборной кампании звучную экологическую риторику. Последуют ли за этим конкретные действия?

Во всяком случае, он пообещал к 2020 году снизить выброс парниковых газов до уровня 1990 года, а еще за 30 лет – к середине этого столетия – до 80% от этого уровня. Звучит многообещающе, но уж очень отдаленные цели он выдвинул: отвечать за сказанное придется явно не ему.

Возвращаясь к итальянским делам, надо напомнить, что С.Престиджакомо заявила, что сохраняет надежду на то, что ориентиров, поставленных в Киотском протоколе, то есть сокращения выбросов на 6,5%, Италия все же сумеет достичь. Хотя она честно заметила, что в условиях нарастающего спада, добравшегося уже до сферы реальной экономики, взваливать на плечи промышленности еще и расходы по соблюдению новых, весьма затратных, экологических правил, не особенно своевременно.

Европейская пресса напоминает, что одна из главных уступок, которой добивается для себя Италия, состоит в том, чтобы иметь возможность, как и прежде, выдавать своей промышленности разрешения на свободный выброс газов, которые Рим потом может продавать, а не выставлять их на аукцион, как это предусматривается в новых предложениях ЕС.

Андрей ГОРЮХИН

№11(27), 2008