Главная > Дневник событий > ЕС недоволен состоянием дел в Боснии

ЕС недоволен состоянием дел в Боснии

image_pdfimage_print
Развитие событий в Боснии и Герцеговине вызывает растущее раздражение в Брюсселе. Вместо благостного сценария слияния в демократическом экстазе трех народов этой бывшей югославской республики (сербов, хорватов и мусульман по старому наименованию, боснийцев – если по-новому), которые с 1992 по 1995 год вели друг с другом жестокую гражданскую войну, они все активнее выясняют отношения друг с другом. К счастью, это происходит на словесно-политическом, а не военном уровне, но с откровенно националистическими лозунгами.

Европейский союз официально заявил, что весьма озабочен развитием политической обстановки в Боснии и Герцеговине, в частности, «использованием националистической риторики, принятием односторонних решений некоторыми лидерами, которые ставят под удар совместную компетенцию и основы государства». При этом, по мнению руководства Союза, «реформы остановились», а намерение страны вступить в ЕС несовместимы с практикуемыми «провокациями и призывами, отмеченными этническими соображениями».

Кульминацией внутрибоснийского противостояния стали, с одной стороны, требования лидера боснийских мусульман Хариса Силайджича ликвидировать Республику сербскую в составе Боснии и Герцеговины, а с другой - напоминание главы боснийских сербов Милорада Додика о том, что в таком случае сербы могут выйти из состава этого государства. В этом противостоянии совершенно очевидно нашло отражение принятое в начале 2008 года в одностороннем порядке решение Косово выйти из состава Сербии, что последней признано не было, зато было одобрено США и большинством стран ЕС. Очевидно, что косовский прецедент способствовал нарушению хрупкого внутреннего баланса между различными общинами, входящими в состав Боснии и Герцеговины.

Каковы реальные последствия недовольства Брюсселя делами в этой стране? Вместо постепенного свертывания европейской военной миссии в республике, что сравнительно недавно уже было решено делать, она, по меньшей мере, сохраняется в нынешнем виде, а то и будет усилена. Следовательно, отдаляется перспектива обретения властями в Сараево полного суверенитета над своей страной.

В пользу сохранения военного присутствия европейцев высказывается спецпредставитель ЕС и одновременно верховный представитель ООН в Боснии и Герцеговине словацкий дипломат Мирослав Лайтак. По его оценке, для стабилизации обстановки «еще есть необходимость в военной силе».

Сам он обладает широкими полномочиями от ООН, в том числе может вводить законы, отстранять должностных лиц, если они мешают выполнению международных договоренностей по нормализации обстановки в этой стране.

Планировалось, что бюро верховного представителя ООН в Сараево будет закрыто в середине 2009 года. Однако, видимо, его ооновские полномочия он сохранит теперь как спецпредставитель ЕС, что увеличит прямое влияние этой организации на боснийскую политику. Не будет свертываться и военная миссия ЕС, которая началась в Боснии и Герцеговине в 2004 году, когда европейцы поменяли флаг, заменив миротворческий контингент, находившийся под командованием НАТО. С 7 тыс. человек европейские силы к настоящему моменту сократились до 2,5 тыс., но сейчас процесс свертывания войск приостанавливается.

Нынешнее устройство Боснии и Герцеговины определено Дейтонским соглашением 1995 года. Оно предполагает, что страна состоит из Мусульмано-хорватской федерации и Республики сербской.

Светлана ФИРСОВА

№11(27), 2008

№11(27), 2008